Ленобласть позвала китайцев строить аэропорт Сиверский, но запуталась, как кого зовут. Справа замечен бывший главный по транспорту Пахомовский. Всё бы ничего, но рядом тень бизнесмена Линаня - он хотел земли тосненских и выборгских, а получил дело о взятке.

Неожиданно информационное пространство наполнилось новостями о гостях из Поднебесной. 24 июля прокуратура Ленобласти сообщила, что компании, к которым ранее имел отношение изгнанный из России бизнесмен Ван Линань, оштрафованы на два миллиона рублей, что по курсу 200 тысяч юаней.  А губернатор Александр Дрозденко ещё 14 июля принял китайскую делегацию во главе с секретарём компартии провинции Хэнань Ван Гошэном. Любителям фильмов про у-шу этот район Поднебесной известен боевыми монахами из монастыря Шаолинь. Но когда дело идёт о деньгах, трудно соблюдать стойкость буддийского отшельника. И встречу подытожила новость о предварительном интересе  китайцев к развитию грузового терминала и аэропорта коммерческой авиации в посёлке Сиверский Гатчинского района.

А уже через три дня, 17 июля, господина Ван Гошэна увидели в Москве в здании Министерства транспорта. Вместе с заместителем министра Александром Юрчиком китайский коммунист смотрел, как председатель совета директоров авиакомпании со смешным названием "Уктус" (занимается грузовыми перевозками и базируется в Екатеринбурге) Юрий Пахомовский вместе с главой "Хэнаньской инвестиционной компании" Чжан Минчао подписывают меморандум о сотрудничестве. Фотографию исторического момента опубликовал сайт корпорации "Евразия".

photo_2018-07-26_22-10-32.jpg

Пикантность ситуации придавал тот факт, что до ухода в авиацию, а точнее до осени 2015 года Юрий Пахомовский был вице-губернатором Ленобласти и курировал в регионе не только ЖКХ и ТЭК, но и транспорт. От соответствующих выводов экс-чиновник категорически открещивается.

"Мы и на пушечный выстрел к аэродрому "Сиверский" не собираемся подходить. Мы — на южном полюсе, а Сиверский — на северном. Абсолютно противоположные стороны. Развивать аэропорт под Гатчиной не будем, даю 200%. А наш меморандум с китайцами связан с вопросами авиационной эксплуатации", - рассказал 47news Пахомовский.

Напомним, правительство Ленинградской области уже не первый год грезит аэропортом в Сиверском под Гатчиной.  У региона есть желание превратить военный аэродром в  аналог парижского "Ле Бурже" . Сначала Сиверский должен развиваться как грузовой хаб,  на втором этапе заработает деловая авиация, а затем о себе должны дать знать лоукостеры. Договорённость с Министерством обороны о передаче аэродрома в собственность региона была достигнута в августе 2017 года. Однако межевание территории еще не завершено, то есть границы между военным и гражданским отсутствует. Строить в Сиверском рассчитывают начать в 2021 году, а первый грузовой борт принять через два года.

Презентацию инвестиционного проекта для китайской делегации проводил вице-губернатор Михаил Москвин, ведь теперь транспортный блок подконтролен ему.

"Передо мной была поставлена задача доложить о состоянии дел в Сиверском, что я и сделал. У нас должен быть региональный аэропорт грузовой авиации. Если его захотят развивать китайцы, то почему бы и нет. Но соглашения никакого подписано не было", - заявил 47news Москвин. Он отметил, что готов провести аналогичную презентацию и для других заинтересованных лиц. А если инвесторами станут россияне, то ничего страшного.

Начальник управления Ленинградской области по транспорту Павел Постовалов признался 47news, что толком не понял, каким именно китайцам рассказывалось об авиапотенциале Сиверского. "Были материалы, в которых информация о самой провинции Хэнань, а также китайские имена с должностями",  - описал переговоры Поставалов. Он сообщил, что также разговаривал с главой "Уктуса" Юрием Пахомовским на предмет заинтересованности в Сиверском, но получил ответ, что и духа компании в этом проекте не будет.

"Сейчас ведь даже бизнес-плана по Сиверскому нет. Межевание-то ещё не завершено. Но чем ближе будет решение земельного вопроса, тем больше будут приходить заинтересованные. По своему опыту говорю", - заявил Постовалов. Он оценил объём вложений в аэропорт в 12 — 17 миллиардов рублей.

Интереса сообщению о Поднебесной и Сиверском добавляло то, что бизнес и чиновники в составе китайской делегации, посетившей Суворовский, 67, были не в равной пропорции. К деловому миру можно было отнести только председателя правления "Хэнаньской инвестиционной компании по развитию гражданской авиации" Чжан Минчао, с которым "Уктус" подписывал меморандум, и президента международной корпорации "Евразия" Фэн Яоу.

О "Хэнаньской компании по развитию и инвестициям гражданской авиации" известно то, что осенью прошлого года она приобрела  35% акций грузовой авиакомпании Cargolux, базирующейся в Люксембурге. После сделки стартовали авиарейсы из китайской провинции в Европу. Такое же имя, как у главы компании  Чжан Минчао, можно встретить в "СПАРК" у основателя ООО "Восток Картон" из города Уссурийск Приморского края. Впрочем, фирмы такой уже не существует.

Если предположить, что хэнаньские инвесторы подумают и всё же решат заняться аэропортом в Сиверском, то вопрос их прихода должна будет курировать корпорация "Евразия", которую возглавляет другой участник встречи на Суворовском, 67, 45-летний предприниматель Фэн Яоу.

О нём известно больше. Общежитие петербургского университета на улице Кораблестроителей, 20 в 2000 году помнит его по формулировке КоАП "мелкое хулиганство". А старт деловой активности Фэн Яоу приходится на годы постмиллениума, когда были учреждено некоммерческое партнёрство "Корпорация китайских предпринимателей" и непосредственно ООО "Международная корпорация "Евразия", она же E&A International Corporation. В настоящее время эти юридические лица имеют статус ликвидированных. Сам господин Фэн Яоу активно посещает российские транспортные вузы, главным образом железнодорожные, а также выставки по логистике, где выступает на панельных дискуссиях с докладами о движении китайских грузов в Россию.

Сайт Московского государственного университета сообщает, что в июле 2014 года президент "Евразии" Фэн Яоу посетил юридический факультет главного российского вуза. Там он провел переговоры не только с деканом юрфака Александром Голиченковым, но и с начальником 1 и 2 курсов Корнеевым А. Л. и координатором по развитию сотрудничества с университетами КНР Титовой М. Н. Интересно, что спустя два года было учреждено ООО "Рускит консалт". В числе совладельцев компании можно увидеть не только господина  Фэн Яоу, но и полных тезок участников той встречи на юрфаке МГУ — Марию Титову и Александра Корнеева. Компания, как и следует из названия, занимается вопросами коммерческого консультирования.

Сегодня система "СПАРК Интерфакс" также видит Фэн Яоу в числе совладельцев еще нескольких компаний, размах которых не тянет на авиационный: ООО "Линк" занимается деятельностью турагентств, ООО "Оуясиньбан" помогает в перевозках, а ООО "Крокодайл" доставкой продуктов в рестораны.

При этом прослеживается связь Фэн Яоу с, наверное,  самым медийным китайским бизнесменом Петербурга и Ленинградской области Ваном Линанем, который осужден в России за дачу взятки и выслан из страны. Через бизнес-партнёров в фирмах ООО "Крокодайл" и ООО "Эсбиай" Фэн Яоу и Ван Линань сходятся в точке консалтингового ООО "Олимп". Компанию возглавлял китаец Чжэн Сунбо, но она была ликвидирована в апреле 2018 года. Однако помощница  Ван Линаня Елена Морозова  не смогла вспомнить ни фамилии Фэн Яоу, ни корпорацию "Евразия".

Ван Линанем была учреждена компания "Хуа Фун" для возведения поселка "Есенин Village" в Тосненском районе Ленобласти, а еще предприниматель хотел построить конгресс-центр "Дружба" на юге Петербурга за 35 млрд рублей. Но в марте 2017 года Тосненский городской суд приговорил Ван Линаня к штрафу в шесть миллионов рублей за дачу взятки судебному приставу и запретил на три года заниматься коммерцией. А уже на этой неделе прокуратура оштрафовала связанные с Ваном Линанем компании "Хуа Фун-1", "Хуа Фун-2", "Хуа Фун-3" и "Хуа Бао" на 2 миллиона рублей. Оставил свой след Ван Линань и в Выборгском районе. Связанная с китайским предпринимателем фирма "Хун-Фу Новый сити" планировала подписать с властями Ленобласти соглашение о строительстве коттеджного посёлка в Первомайском поселении, чему выборгские изрядно удивились.

В интернете, хоть и не без труда, но можно найти трёхязычный сайт Международной корпорации "Евразия". Там указывается, что у компании имеются офисы в Пекине, Москве и Нью-Йорке, а подразделения в Петербурге и Лос-Анджелосе. Но контакты представлены двумя пекинскими номерами. По нему связаться с Фэн Яоу 47news не удалось.

47news позвонил в приёмную генерального консула КНР в Санкт-Петербурге госпожи Го Минь. В диппредставительстве подтвердили, что консул принимала участие в переговорах в правительстве Ленинградской области, но о деятельности господина Фэн Яоу ничего сказать не смогли. "Мы не знаем ничего о нём" , - заявили в приёмной консула. Самой госпожи Го Минь на месте не оказалось.

А всё идёт к тому, что разговоры о высадке китайцев в Сиверском вновь возникнут, и уже через месяц. Просто 22-24 августа Санкт-Петербург примет российско-китайскую подкомиссию по транспорту. Запланировано и заседание рабочей подгруппы по воздушному сообщению. Обсуждением одного "Пулково" дело не ограничится, а, значит, Ленинградская область вновь сможет рассказать китайцам о взлётной полосе под Гатчиной. Главное, запомнить имена заинтересованных.

 

Александр Калинин,
47news