Подсанкционные углеводороды продолжают уходить за рубеж из портов Ленинградской области, хотя объёмы нефти и, особенно, нефтепродуктов уже не те. С какой грузовой базой терминалы Балтийского бассейна прощаются летом, смотрите на 47news.
Удобрения
По итогам семи месяцев через морские терминала Балтийского бассейна за рубеж было отправлено 21,3 млн тонн удобрений, из них 9,5 млн обработали в портах Ленобласти, главным образом в Усть-Луге.
Лидер в перевалке удобрений — ООО "Ультрамар". За отчётный период через этот усть-лужский перевалочный комплекс экспортировано 6,9 млн тонн (+25,4%). Ещё почти 2,6 млн тонн удобрений сработал его сосед — ООО "Европейский серный терминал" (-9,6%). АО "УЛКТ" перевалил — 171,7 тысячи тонн. На противоположном, северном, берегу Финского залива, в Выборге ООО "Порт Логистик" перевалил 113,4 тыс. тонн (-2,2%).
Ещё почти 11,80 млн тонн удобрений обработали в Большом порту Санкт-Петербург (+63,4%). С этой номенклатурой в мегаполисе работают восемь перевалочных комплексов. В лидерах: АО "Балтийский Балкерный терминал" — 4,5 млн тонн (+83,4%), Бронка в лице ООО "Феникс" — 3,3 млн тонн, а также АО "Петролеспорт" — 1,4 млн тонн (+59,1%).
А ещё процесс загрузки судов-баклеров удобрениями в порту Усть-Луга любят на память снимать филиппинские моряки. Эта главная рабочая сила мирового судоходства, месяцами не бывающая на родных островах, известна своей тягой к социальным сетям.
Погрузка удобрений в порту Усть-Луга
Уголь
Говорим уголь — подразумеваем Усть-Луга. Практический вся отправка этого груза в дружественные страны через Северо-Запад идёт через эту точку на карте. При этом объёмы угольной перевалки снижаются. Так с начала года через Балтику отправлено 27,9 млн тонн угля, из них 26,3 млн тонн (-3,9%) через морской порт Усть-Луга.
Среди усть-лужских стивидоров самые большие угольные объёмы прошли через АО "Ростерминалуголь" — 11,2 млн тонн (-11,5%), ООО "Ультрамар" — 7,5 млн тонн (+28,5%), а также ООО "Универсальный перегрузочный комплекс" — 3 млн тонн (+13,8%).
Также в Ленинградской области с углём работает ООО "Порт Логистик" в Выборге — 689,1 тысячи тонн (+28,6%) за семь месяцев. В соседнем Высоцке сконцентрировавшееся на зерне ООО "Порт Высоцкий" с углём работать не перестал. За отчётный период здесь обработали 467,3 тысячи тонн зерна, из которых 129,6 тысячи тонн — это экспорт, а 337,7 тысячи тонн — это транзит.
Из Большого порта Санкт-Петербург уголь так до конца и не ушёл. Здесь с начала года перевалили 410,5 тысячи тонн.
Нефть
В портах Северо-Запада падает не только перевалка угля, но и нефти. Так, на терминале ООО "Приморский торговый порт" в Приморске танкеры взяли 26 млн тонн нефти (-2,8%), а на ООО "Невская трубопроводная компания" в Усть-Луге — 19,6 млн тонн (-1,9%).
Ещё 166,3 тысячи тонн перевалил ООО "Лукойл-Комплексный нефтяной терминал" (-21,1%) в Калининграде.
Всего за семь месяцев 2024 года через российские порты Балтийского бассейна было экспортировано 45,9 млн тонн нефти (-2,5%). В целом за отчётный период через все порты России за рубеж отправили 112,2 млн тонн нефти (+1,2%).
Нефтепродукты
Серьёзнее других грузов в портах Балтики просели нефтепродукты. Учтивая экспорт, транзит и каботаж (отправки в рамках портов одной страны, т. е. России — прим. ред.), морские терминалы Северо-Запада перевалили 26 млн тонн нефтепродуктов (-21,6%). Непосредственно за рубеж ушло почти 23,4 млн тонн (-25,2%).
Так, в Приморске ООО "Приморский торговый порт" сократил перевалку на 6,3% сделав за семь месяцев 11 млн тонн (экспорт и транзит). В Высоцке показатель ООО "РПК-Высоцк "Лукойл — II" упал на 28,9% — до 4,4 млн тонн.
В порту Усть-Луга терминал ООО "НОВАТЭК Усть-Луга", который в январе пережил атаку украинских дронов, прибавил 7,2%. Через этот комплекс прошло 4,3 млн тонн нефтепродуктов (экспорт и каботаж). Другой усть-лужкий терминал, ООО "Портэнерго", по итогам семи месяцев упал на 24,6%. Здесь перевалили 1,8 млн тонн. В совокупности через два усть-лужских комплекса прошло 6,1 млн тонн нефтепрдуктов.
В Большом порту Санкт-Петербурга через АО "ПНТ" на экспорт было отправлено 3,5 млн тонн нефтепродуктов (-7,8%).
Сжиженный газ
Основные объёмы сжиженного газа пришлись на Высоцк. Здесь работает ООО "Газпром СПГ Портовая", через терминал которого прошло 824,9 тысячи тонн (экспорт и каботаж), а также ООО "Криогаз-Высоцк" — 448,7 тысячи тонн. На противоположном, южном, берегу Финского залива через ООО "Портэнерго" в Усть-Луге прошло 300,8 тысячи тонн газа. Таким образом за семь месяцев 2024 года терминалы Ленинградской области прошло более 1,5 млн тонн сжиженного газа (включая высоцкий каботаж). Это почти на 70% больше, чем годом ранее.
СПРАВКА:
Напомним, что эмбарго на поставки российских нефтепродуктов (бензина, дизеля, керосина, нафты и мазута) в Евросоюз вступило 5 февраля 2023 года. Рынок является ключевым для России. На него приходилось более 42% продаж. А за два месяца до этого, 5 декабря 2022 года, вступило в силу эмбарго на поставки российской нефти в ЕС.
С отправками российских углеводородов связана и тема "тёмного флота". Но тема эта в том смысле, что не увязана исключительно с отечественной повесткой. Задолго до антироссийских санкций танкеры из подозрительных реестров, принадлежащие не всегда понятным судовладельцам, перевозили иранскую и венесуэльскую нефть.
Контейнеры
Зато у контейнерщиков — сплошной рост. С начала года в российских портах Балтийского бассейна перевалили более 955 тысяч TEU (эквивалент 20-футового контейнера), что на 52,6% больше чем за аналогичный период прошлого года.
Основной объём контейнеризованных грузов идёт через терминалы Большого порта Санкт-Петербург. Лидер — ЗАО "Контейнерный терминал Санкт-Петербурга", он хоть и сократил перевалку на 7,6%, но сделал за 308 тысяч TEU. Следом АО "Петролеспорт" — 175,6 тысячи TEU, а также АО "Первый контейнерный терминал" — 165,2 тысячи TEU. В портах Ленобласти с "ящиками" работает только АО "Усть-Лужский контейнерный терминал". Его показатель пока 4677 TEU.
Зерно
Полтора года назад в портах Ленинградской области не работали с зерном, а по итогам семи месяцев 2024-го через причалы 47-го региона прошло более половины такого экспорта Северо-Запада. Понятно, что для Балтики зерно не является профильным грузом. Основные отечественные мощности по перевалке зерновых культур расположены в портах Азово-Черноморского бассейна. Тем не менее.
С начала года через терминалы Балтийского бассейна за рубеж ушло 877,9 тысячи тонн зерна (+82%). Из них 566,4 тысячи тонн — это ООО "Порт Высоцкий". Еще почти 50 тысяч тонн через Высоцк прошло транзитом. Первый балкер с пшеницей отсюда ушёл в апреле 2023 года. Ещё первые 12 тысяч тонн зерна перевалили новый терминал ООО "УТТ "Усть-Луга" (юридическое лицо проекта Lugaport) холдинга "Новотранс" в морском порту Усть-Луга. Это произошло в июне. В отчётный период этот зерновой объём для Усть-Луги был единственным.
Кроме этого еще 70,7 тысячи тонн обработали в Большом порту Санкт-Петербурга, а через три калининградских терминала — "КМТП", "Портовый элеватор" и "Содружество Соя" — экспортировали 228,8 тысячи тонн. При этом еще 839 тысяч тонн зерна "Содружество Соя" приняла как импорт.
Для примера: в портах Азово-Черноморского бассейна за те же семь месяцев 2024 года перевалили 32,9 млн тонн зерна.