Сверху говорят – ослабим контроль за импортерами. Снизу доносится – аппетит и план никто не отменял. 47news нашел пример, как сейчас ощипывают на таможне.  

Премьер Михаил Мишустин на неделе легализовал параллельный импорт - ввоз товаров в Россию без разрешения правообладателей. Следом Федеральная таможенная служба облегчила ввоз импорта. “Контрольная нагрузка снижена в разы, включая число досмотров”, – подмигнул первый замглавы ФТС Руслан Давыдов. А днем ранее на земле, в 6:30 утра, сотрудники Службы экономической безопасности УФСБ Петербурга постучались с обысками к четырем сотрудникам Балтийской таможни.

Они побеспокоили старшего инспектора службы организации таможенного контроля Волокитина, инспектора отдела таможенного оформления Гусева, старшего инспектора отдела контроля таможенной стоимости Мкртчана и главного инспектора того же отдела Журавлева. Поводом стало возбужденное на днях уголовное дело по взятке.     

Деньги сотрудникам передавал гендиректор и совладелец компании “ВЭД-РУС” Виталий Шарапов. (Фирма - участник внешнеэкономической деятельности, предлагает услуги по таможенному оформлению и логистике. Судя по отчетности в СПАРК-Интерфакс – середнячок). Посредником при передаче выступил бывший сотрудник Балтийской таможни. Пока в деле зафиксированы два эпизода на мизерные для таможенного мира суммы - 73 и 63 тысячи рублей. И нам подсказали, "дело тут не в штуке баксов по старому курсу".  

Шарапов сам обратился в органы. Примерный мотив можно сформулировать так: “Достали”. 47news услышал от игроков рынка ВЭД о том, что последнее время происходит на этом поле.

С него уже ушли контрабандисты, перевозившие товар в лобовую - те, кто вез один товар, а декларировал совершенно иной. Например, под видом стройтоваров брендовые вещи. Тут можно вспомнить и неприятности бизнесмена Дмитрия Михальченко, родившиеся благодаря именно такой схеме.  

Практически ушел и серый импорт - когда декларируется груз одного вида, но разного качества. Положим, под видом дешевой ткани идет дорогая. То есть, было рентабельно благодарить таможню.  
В последние годы, а заодно в связи с пандемией, а затем санкциями, приличный контрабандист замер, а таможенные аппетиты – нет. Сегодня к грузам порой подходят максимально формально. Например, ваш контейнер с соусами из Китая должен перевозиться при определенной температуре. Но у инспектора вдруг появляется подозрение, что он неделю болтался в ненадлежащих условиях. Отсюда проверки и экспертизы, что искусственно затягивают процесс выпуска грузов.       

Еще более глобальную тенденцию описал другой наш собеседник:

“Наверху говорят о смягчении условий для импортеров, но на местах другая установка - усилить контроль за ценовыми характеристиками, собрать как можно больше денег в бюджет. У каждого подразделения негласный план. Если раньше таможенники были относительно лояльны и зарабатывали, то последнее время стали похожи на инспекторов ГИБДД, которые должны выполнить план по штрафам".

Еще один нюанс в отделе контроля таможенной стоимости (ОКТС), где работает один из вышеуказанных таможенников. Отдел называют “золотым”. Именно там решается, как подходить к исчислению таможенного платежа:

“Допустим, везете вы китайские шариковые ручки. Цена 10 центов за штуку. Но стоимость всегда подвергают сомнению. Жонглируя данными из своей базы, вам говорят, что ручка стоит 20 центов. Когда речь об объёмах в контейнерах, разница очень болезненная". Вот и повод для консенсуса.

Возвращаясь к истории “ВЭД-РУС” и ее директора Шарапова, то телефоны компании недоступны, его мобильный тоже. По данным 47news, таможенников допросили и отпустили под обязательство о явке. Для начала разговора о другом торге.