Заблокирована попытка правительства уравнять тех, кто живёт в Ленобласти, и тех, кто зарегистрирован. Ни та, ни эта Конституция такого не допускает.
Ничто не предвещало, но зашаталось основание под самым важным документом, на котором зиждется жизнь Ленинградской области. Речь, конечно, о Социальном кодексе. Началось всё с, казалось бы, технического предложения председателя комитета соцзащиты Анастасии Толмачёвой, уточняющего ряд формулировок.
Там разъясняется, что под определением, используемом в Соцкодексе, – "проживающие на территории Ленобласти" - понимаются граждане, зарегистрированные по месту жительства или месту пребывания на территории Ленобласти. Необходимость внесения этих изменений объяснялась тем, что ранее соответствующее поручение дал губернатор.
Однако, прокуратура региона, проведя ревизию законопроекта, выяснила, что он противоречит Конституции и федеральному законодательству. И в нём не составит труда найти коррупциогенные факторы. Там вспомнили, что граждане России хоть и обязаны регистрироваться по месту пребывания, но отсутствие штампа в паспорте не может служить основанием для ограничения каких бы то ни было прав и свобод.
- Регистрация является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах территории России, носящим уведомительный характер. Конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных факторов, не обязательно связанных с его регистрацией, - пишут в надзорном ведомстве.
Аналогичного мнения придерживается и правовое управление парламента. В своём заключении ведомство тоже заметило, что пункт о регистрации нарушает право граждан на свободу передвижения. А оно гарантировано при создании российского государства, подтверждено Конституцией и никак не может быть попрано каким-то там Соцкодексом.
Более того, место жительства не обязано совпадать с регистрацией. Парламентские юристы напоминают, что гражданин может жить в квартире или доме на различных основаниях, в том числе – на праве собственности или по договору найма.
Вот так вот внезапно столкнулись две правды. С одной – обычных чиновников, желающих упорядочить Соцкодекс. С другой – юридическая.
По словам Анастасии Толмачёвой, необходимость уточнить пункт о регистрации очевидна и призвана конкретизировать, кому положены областные льготы.
- Если человек живёт в другом регионе, у него есть теоретическая возможность получать социальные услуги дважды – и там, где он зарегистрирован, и у нас, этот потенциальный риск нужно исключить. Так у нас появится возможность более точно планировать бюджет, - отметила она в беседе с 47news.
Будущее законопроекта, как добавила чиновница, пока открыто, поскольку ему продлили срок поправок. В первом чтении документ рекомендовано принять. "Это всё вопрос формулировок", - заметила она, добавив, что факт проживания можно доказать, в том числе, и в судебном порядке.
Между тем, в прокуратуре настроены решительно и не видят иных путей, кроме отказаться от идеи вписать пункт о регистрации в Социальный кодекс.
- Выполнили поручение губернатора, молодцы. Только это противоречит закону и судебной практике, - заметили там.
В надзорном ведомстве настаивают, что дискуссия не является новой, а зародилась она тогда же, когда разрабатывали Соцкодекс.
- При получении услуг есть пункт, что ими нельзя пользоваться, если уже были оказаны в другом субъекте. Так что эта отсечка заложена в самой сути Соцкодекса, - считают там.
Теперь же получается, что каждый раз, когда гражданину в каком-либо госучреждении Ленобласти предлагают показать паспорт в качестве доказательства, что он здесь живёт, он может смело отсылать коммуницирующего с ним клерка туда – в прокуратуру.