Парнокопытные этой зимой опасно скачут перед составами под Выборгом. У 47news - версия о следах человека и варианты решений. Пока же животных на "железке" сбивают чаще, чем на автодорогах.
Ранним утром 2 февраля электровоз снес лося на 63-м километре перегона "Бородинское - Хийтола". При всем уважении к сохатым, это ДТП с животным стало третьим с начала года на том же участке.
По данным транспортной полиции, 29 января на 77-м километре перегона лось не проскочил перед поездом "Выборг - Хийтола". В профильном комитете правительства Ленобласти добавили, что в самом начале января на 76-м километре того же перегона лось угодил под колеса поезда "Петербург - Сортавала". Парнокопытные тех встреч не пережили, а пассажиры задержались в пути от часа до двух.
Не надо иметь специального диплома, чтобы понять, что железнодорожное полотно пересекается с тропами животных. Они же вряд ли настолько отчаянные, чтобы специально скакать перед составами. О версиях происходящего 47news спросил блогера и ведущего канала "Каждой твари по паре" Павла Глазкова.
- Надо понимать, что построив железную дорогу или автомагистраль, человек пересекает естественные пути животных. На самом деле лоси гибнут под колесами поездов и машин круглый год, но можно выделить два наиболее ярких пика: с конца августа до конца октября у них брачный период, или гон. В это время животные много перемещаются по ночам. Второй пик в мае, когда у лосихи появляется новое потомство, и она гонит от себя молодняк. Особи начинают искать место себе и попадают под колеса, - поясняет эксперт. - Не стоит забывать и о том, что аварии с лосями заканчиваются в том числе тяжелыми травмами и гибелью людей. Капот подрезает ноги животного, а туша становится как бетонная плита.
По словам Глазкова, кормовой базы для парнокопытных в Ленобласти с избытком. Но их животный мир связан с неизбежной миграцией.
- Возможно, этой теплой зимой подтопило прежние участки, и лоси отправились на поиски новых, - добавляет биолог.
Ранее частые появления животных у дорог региональный Росприроднадзор также объяснял январской оттепелью: с уменьшением снежного покрова активность сохатых увеличивается. Они начинают больше двигаться и бродят в поисках пищи. Водителям советуют притормозить, не сигналить и не пытаться ускориться, если животное гуляет вдоль дороги.
Судя по реакции собеседников 47news на Суворовском, 67, сбитые лоси не на шутку озадачили чиновников. Как говорят, есть план поднять вертолет, чтобы с воздуха отследить маршруты животных. А пока обсуждается профилактика аварий.
- Возможно, отправим в Октябрьскую железную дорогу запрос, чтобы машинисты снижали скорость на перегоне, - говорит один из тех, кто работает над темой.
Опрошенные 47news специалисты по дорожному строительству посоветовали оставить предупреждающие дорожные знаки автомобилистам, а для сохранения животных рекомендовали инженерные решения вроде барьеров-"электропастухов" (при соприкосновении выдают короткие импульсы высокого напряжения) и специальные подземные и надземные переходы - экодуки.
- В Европе это стандартная практика, на них закладывается 10 процентов бюджета новой дороги. Строятся на исторических маршрутах животных, допустим, через каждые 10 километров. В разработке участвуют инженеры, ученые, егеря, лесничие, - отрекомендовал конструкцию биолог-блогер Глазков.
Отметим, что удовольствие это не из дешевых. Первый в России экодук открыт семь лет назад в Калужской области на трассе М-3 "Украина". Объект возвели при реконструкции участка протяженностью в 49 километров, работы оценивались в 17 млрд рублей. Еще семь экодуков в 2021-м открыли одновременно с новой центральной кольцевой автодорогой в Москве.
Понятно, что три сбитых лося - погрешность в масштабах всей популяции. К концу прошлого года в Ленобласти обитало 24 тысячи лосей. Актуальные данные на 2023-й специалисты обещают к маю, после зимнего учета.
- За последние семь лет популяция выросла вдвое. Другое дело, что одновременно увеличилось и количество, и ширина автомобильных дорог. И теперь лоси, выбегая на дорогу, оказываются перед полутораметровым бетонным забором, - добавляет собеседник 47news Павел Глазков.
В пресс-службе Октябрьской железной дороги 47news сообщили, что предложений от чиновников не поступало, но готовы обсуждать. Правда, идею с ограждениями отвергли сразу - на десятки километров заборы не протянешь.
Происшествия с животными статистика ОЖД не фиксирует. Что касается людей, то пешеходы в Ленобласти в прошлом году попали под колеса поездов 53 раза, 41 пострадавший погиб. В 2021-м произошел 41 наезд, 28 случаев - смертельные.
На федеральных трассах 47-го региона и КАД сохатые под колеса машин с начала года пока не попадали, сообщили в ФКУ "Упрдор "Северо-Запад". В январе прошлого года зарегистрировано 13 аварий с участием животных. В них пострадали 16 человек, один погиб. Одно из тех ДТП, с двумя пострадавшими, произошло в Выборгском районе. На региональных дорогах в январе 2022-го диких зверей не сбивали.