Найдена схема, как грунт с мегастройки Газпрома превратить в иную субстанцию и засыпать в ближайшие карьеры. Загадка в технологии, но 47news знает про план "Б".  

До конца текущей недели должно быть принято решение о устранении проблемы - куда и на каком основании вывозить снятый грунт со стройки газохимического комплекса компаний "Русхимальянс" и БХК в Усть-Луге. По примерным оценкам, речь о двух десятках миллионов кубометров с полутора тысяч гектаров. Загвоздка в том, что по закону грунт со стройки - это однозначно отход (V класс опасности). Его можно вывозить только на полигоны. Норма не допускает трактовок, даже если грунт пахнет розами. Для осознания масштаба взгляните на фото строительной площадки.

 

В прошлом году “Русхимальянс” сделал попытку - нашел полигон во Всеволожском районе, готовый принять грунт, и стал потихоньку вывозить. Но, во-первых, стало понятно, что логистически везти за двести километров в один конец крайне невыгодно. Во-вторых, полигоны в регионе близки к переполнению, им бы с бытовым мусором справиться. То, что процесс на паузе, автору лично в декабре прошлого года  подтвердил гендиректор “Русхимальянса” Кирилл Селезнёв. Но от этого грунт не самоуничтожился, а продолжает копиться на площадке.    

Встречаясь с депутатами 22 марта, губернатор Александр Дрозденко неожиданно задел ту же тему.  

- Очень долго искали компромисс у надзорных органов. …Такие у нас законы иногда дурацкие. Это же, по сути, лесная земля. …Но нашли решение. На специально оборудованных площадках грунт будет смешиваться с органикой и поступать как рекультивант в отработанные карьеры в районе строительства завода.   

Как сообщил губернатор, после засыпки карьеров там можно будет заниматься лесовосстановительными работами. “Русхимальянс” в любом случае должен их проводить взамен вырубленного на стройплощадке (площадь вырубки 1349 гектаров, площадь корчевания 75 тысяч гектаров). “Одним выстрелом убиваем двух зайцев”, – отметил спикер. 

В областном правительстве рассказали, что из грунта будет делаться “техногрунт”. Его можно использовать для рекультивации. Оговоримся, лишь при наличии госэкспертизы на проект “технической документации на технологию”.

Техногрунт – грунт, образованный в результате инженерно-хозяйственной деятельности. Обычно под этим понимается субстанция, созданная из “хвостов” бытовых отходов, но есть варианты. Например, группа ЛСР запатентовала свою грунтосмесь на основе строительных отходов. В случае Усть-Луги речь о земле, где был лес. В ней корни, камни, ветки. Возможно, остатки горючих материалов от работы техники. Показываем, какой грунт там остался.       

Упомянутые надзорные органы действительно внимательно изучают предложенную схему. Слишком уж она похожа на вынужденное лавирование между необходимостью продолжать мегастройку и законодательными ограничениями.   

Так, в минувшую пятницу новый прокурор Ленобласти Сергей Жуковский провел совещание по "решению проблемных вопросов", связанных со стройкой завода в Усть-Луге. Были все: от Ростехнадзора, Росприроднадзора и Рослесхоза до УФСБ и МЧС с полицией. Там же представители властей, “Русхимальянса” и его партнера, компании “БХК”.

Как сообщили 47news в прокуратуре Ленобласти, совместно с областным правительством “основным механизмом законного решения” определена переработка отходов от земляных работ в техногрунт и рекультивация им выработанных карьеров. Как видим, формулировка крайне осторожная.

Как всегда, есть процедурный нюанс. Если технология запатентована, то к реализации можно приступить относительно быстро. Если нет, то “Русхимальянсу” или его подрядчикам необходимо будет подать документы в федеральный Росприроднадзор. Там определят, какое ведомство будет проводить госэкспертизу. На нее уходит два - три месяца. Когда процесс будет запущен, проверять, насколько технология соблюдается, может региональный Росприроднадзор, но внимание - исключительно по поступившим жалобам.   

И еще: правительство России до конца 2022 года ввело мораторий на проведение плановых проверок бизнеса. А значит, если будет выбран компромиссный вариант с техгрунтом, до проверки качества исполнения надзору будет не дотянуться.    

Отметим, что ни в правительстве Ленобласти, ни в прокуратуре не сообщают о какой именно технологии идет речь. 

В "Русхимальянсе" и "БХК" подтвердили, что проект строительства подразумевает образование грунтов V класса опасности. При этом вблизи стройки нет объектов для утилизации. Поэтому совместно с Ленобластью рассматривается возможность применения передовой технологии переработки грунта в рекультивант. Предполагается контроль исходного сырья и перемешивание до однородного состояния, и если понадобится, внесение добавок по техрегламенту. 

 "Материал может быть использован при проведении работ по рекультивации нарушенных земель (карьеров - ред.), расположенных неподалеку. Изготовлением  займется специализированная организация. Метод и состав будут соответствовать технической документации, получившей положительное заключение государственной экоэкспертизы. Для контроля качества будет привлечена независимая лаборатория" , - вроде бы рассказали, а вроде и нет, в структуре Газпрома. 

При этом в "Русхимальянсе" точно не ответили на такие вопросы 47news: какой общий объём грунта нужно выбрать, какой объём уже образовался на стройплощадке, на какие карьеры планируется вывоз и что все-таки за технология будет использована? Кстати, как выяснилось, информация об объёмах является коммерческой тайной. Надо же.

Тем временем, по данным 47news, в правительстве Ленобласти изучают запасной вариант, который позволит не объезжать, а опираться на право. Как говорят, есть предложение внести через Госдуму изменение в федеральное законодательство.

Мысль следующая: разрешить использовать отходы V класса опасности от земляных работ для рекультивации. Другое дело, что обычно такие изменения - процесс крайне тягучий и вязкий.

Похоже, надежда на то, что времена наступили необычные, если не сказать необычайные.   

Виктор Смирнов,
47news

Проблема куда пристроить грунты для “Русхимальянса”, скажем так, внутренняя. Во внешнем контуре тоже не сладко. Как сообщал 47news, в связи с санкционным давлением балансирует на грани исхода из проекта основной партнер по поставке уникального оборудования, американо-немецкий концерн Linde. Пока, впрочем, как-то держится.  

Справка:

47news показывал, как выглядит мегастройка с воздуха. И сообщал, что проект строительства завода СПГ принёс Ленобласти серьёзные проблемы, жизнь местных превратилась в кошмар из-за отсутствия организации быта десятков тысяч рабочих, при этом тысячи грузовиков снуют по дорогам, направляясь на стройку, часто попадая в ДТП. Подъезды к стройке даже перекапывали. 47news рассказывал, как техника строителей завода придавила деревеньку Лужицы, где живёт малый народ водь. А в деревню Березняки пришёл коммерсант из Турции с планами построить под боком деревни то ли автосервис, то ли гостиницу для гастарбайтеров. Как вырубались гектары леса, мы тоже рассказывали. С 2018 года идёт передача тысяч гектаров земли в Усть-Лужском поселении. Процесс начался с визы гаранта на письме главы Газпрома Алексея Миллера. Ожидается, что всего в стройке примут участие 70 тысяч строителей.

Бизнес-конструкция:

"Русхимальянс" принадлежит Газпрому и "Русгаздобыче", основным бенефициаром которой называют Артема Оболенского, бывшего бизнес-партнера Аркадия Ротенберга. "Русхимальянс" строит завод по производству СПГ. Дочка "Русгаздобычи" - "Балтийский Химический Комплекс" (БХК). БХК привлёк на подряд крупную рыбу из Поднебесной - China National Chemical Engineering & Construction Corporation Seven (СС7).