Строительство завода СПГ в Ленобласти обернулось непредвиденным. Десятки тысяч рабочих ночуют, где попало, а грунт вывозят неизвестно куда. Покупать еду и лечиться местным и так негде, а тут ещё и очередь в столовую.

Во вторник, 23 ноября, на Суворовском, 67, решали, что делать с последствиями грандиозной стройки в Усть-Луге. Как известно, здесь силами "РусХимАльянса" в 2024 году появится завод по производству сжиженного природного газа (СПГ). Губернатор Александр Дрозденко во время встречи с депутатами ЗакСа обозначил её как самую крупную стройку в Европе, а общий объём прямых инвестиций – в 2,7 триллиона рублей. Этим проектом ещё недавно гордились как самым значимым.

Для создания махины, продолжил глава региона, требуется 70 тысяч рабочих рук, как он выразился, только "не нашего региона", а ещё 20 тысяч "нашего". 47news рассказывал, что под пришлыми подразумеваются китайцы. Присутствие такой массы людей приводит к множеству проблем, ведь в процессе задействовано большое количество субподрядчиков.

- Не все понимают наш менталитет и культуру. Мы были даже вынуждены в пятницу перекрыть въезды на ряд технологических дорог. Я связывался с Кириллом Селезневым, у него полное понимание (директор "РусХимАльянса" - ред.). Одна из проблем в деревне Лужицы, там у нас живёт малочисленный народ водь. Их не так много осталось, мы их всячески поддерживаем. Да, мы приняли эту непопулярную меру, приостановили работы по вывозке грунта. Потому что непонятно, куда он будет свозиться. Не хотелось бы, чтобы миллионы кубов оттуда сняли и вывезли на поля Ленобласти, создавая там холмы, - палил Александр Дрозденко, очевидно, всё, на что жаловались ему в последнее время.

3.jpeg встреча депутатов ЗакСа с губернатором Ленобласти/www.lenoblzaks.ru

Десятки тысяч рабочих, пусть и не все они ещё находятся на объекте, создают естественные сложности. Попросту – пугают местных жителей, которые ещё недавно были обитателями чуть ли не захолустья, а сегодня видят вокруг себя массу незнакомых глаз.

Как признал губернатор, для нанятых специалистов не хватает жилья. Цены на аренду там давно сравнялись с петербургскими, но предложение по квадратным метрам не может удовлетворить весь спрос.

- Только представьте. Заканчивается рабочий день, забивается пять человек в кабину "МАЗа", "КамАЗа", "БелАЗа", все они приезжают на съемную квартиру, оставляют рядом технику. От тротуаров там уже ничего не осталось, я уже не говорю о газонах. Я даже был вынужден запретить проезд строительной техники во все населенные пункты в границах 30 километров, - добавил Дрозденко.

Кстати, судя по кадрам в соцсетях, всё ещё хуже – рабочие ночуют прямо в подъездах.

фото паблика "Привет, сейчас в Усть-Луге", vk.com

Подобного рода трудностей власти явно не ожидали, потому что аналогичные стройки в регионе были, а такие проблемы от них – нет. "У нас есть понимание, как были организованы рабочие городки при строительстве Nord Stream-2, ЛАЭС-2", - в частности, вспомнил спикер.

Подспорьем вроде как было бы появление отделения полиции. Председатель комитета по безопасности Вячеслав Рябцев бегло проинформировал, что уже давно ведутся переговоры "с небедными структурами насчёт полиции, но всё это закончилось ничем". Основной диалог начался в марте 2020 года, когда вроде как пришли к выводу – сгодится модульное здание за 78 миллионов рублей. Под него выделили земельный участок, проработали тему с обеспечением инфраструктуры, передали землю в МВД.

Однако после всех обсуждений пришли к выводу, что сотрудников полиции больше устраивает другой вариант – отремонтировать уже имеющееся здание. По словам Рябцева, единственная сложность пока видится с созданием комнаты хранения оружия. Даже со штатом разобрались. Главк уже выделили туда 18 единиц, пообещал к началу весны ещё 40, а во втором квартале вплоть до 100 человек. Кстати, им всем тоже надо будет где-то жить, но пока это не основное.

Схема тоже не дошла до реализации. На ремонт требуется 40 миллионов рублей. Деньги ждали от тех же девелоперов, но, по выражению Дрозденко, хоть эта сумма несоизмерима с объёмом инвестиций, бизнесмены отказались скидываться на ремонт полиции.

- В крайнем случае я попрошу вас согласовать изменение бюджета и выделить эти 40 миллионов, - вмешался Дрозденко, обращаясь к залу.

1.jpeg депутат Игорь Рихтиков и лидер фракции ЛДПР Андрей Лебедев/www.lenoblzaks.ru

Инициировавший обсуждение вопроса депутат от ЛДПР Андрей Лебедев подметил, что разговор крутится вокруг зданий и сооружений, хотя надо бы как-то решить, что делать с организацией труда и отдыха работников. Видимо, по милицейскому прошлому он помнит, чем обычно занимаются тысячи здоровых мужчин, которым хочется вечером отдохнуть.

- Я, конечно, рад, что губернатор это держит на контроле. Давайте не забывать, что кроме отделения полиции, множество других вопросов. Китайцы не китайцы, а как у них с прививками? Все усилия сейчас направлены на опорные пункты полиции, это, безусловно, правильно, но с остальным тоже надо разобраться, - настаивал Лебедев.

- Это просчёт менеджмента, - определил круг виноватых Дрозденко.

Вроде как невзначай Лебедев упомянул, что глава администрации Кингисеппского района Юрий Запалатский постоянно вовлечён в процесс и проводит совещания на эти темы. "Я ему, конечно, сочувствую, но толку-то?" - начал рассуждать в этом направлении, но мысль не развил.

Больше линии вовлечения в круг ответственных не только бизнеса, но и чиновников различного уровня никто и не начинал придерживаться.

2.jpeg депутат фракции КПРФ Николай Кузьмин/www.lenoblzaks.ru

Коммунист Николай Кузьмин тоже оказался в курсе проблемы и заметил, что всё описанное ранее – только десятая часть от того, о чём вообще нужно думать в подобных случаях. "На своём примере могу сказать, когда строили ЛАЭС, работало 16 тысяч работников. Надо было много чего организовать", - отметил он пространно, вспоминая об опыте Атомграда.

Из конкретики перечислил, что в Усть-Луге сегодня функционирует одна аптека, да и то – в районе "Ленрыба", да и то - раз в неделю. Продуктовый магазин "Магнит" закрылся. В местную столовую не войти из-за толп желающих пообедать. Нет больницы. Вечерами весь транспорт колоннами въезжает в населенные пункты, а его некому остановить.

- Жизнь превратилась в кошмар. Вот что получили местные жители от этой стройки. Нужно принимать срочные меры. Мне уже прислали обращение 600 человек, - политически грамотно завершил свою речь и он.

Губернатор, в свою очередь, сообщил, что уже изучал эти вопросы и общался с муниципалами. Те пообещали выделить землю под новую аптеку и организовать появление продуктового магазина. Насчёт временного жилья вроде как есть договорённость получить в аренду строительные городки после возведения Nord Stream-2.

- Это погоду не сделает. Там, конечно, ноль организации труда, - сделал вывод Александр Дрозденко.

Эсер Александр Перминов заметил, что 70 тысяч – это почти всё население Соснового Бора. И добавил ещё одну проблему, о которой вроде и не заявляли:

- Что будем делать с канализованием? Физически система не будет справляться. Это мне, между прочим, местные жители говорят. Всё происходящее для них шок, они исторически жили в хорошем месте, а теперь его превратили в муравейник.

Александр Дрозденко на это пообещал, что уже 1 декабря "Леноблводоканал" придёт в Усть-Лугу, а это значит, что отвечать за сети будут не муниципалы, а регион. Благодаря этому будут запущены новые очистные, которые, кстати, уже давно построены.

Пока сошлись на том, что в декабре пройдёт ещё одно совещание на эту тему. Как известно, это выход из любой непонятной ситуации.

Юлия Гильмшина,
47news

Справка:

ООО "Русхимальянс" в равных долях принадлежит ООО "Газпром инвест РГК" (дочка "Газпрома") и АО "Русгаздобыча", основным бенефициаром которой называют Артема Оболенского, бывшего безнес-партнера Аркадия Ротенберга. "Русхимальянс" отвечает за строительство завода по производству СПГ.