Ространснадзор решил изгнать из госзаказа крупного производителя судовых дизелей и катеров из Кингисеппа. В этом кейсе даже Volvo увязано с пандемией.
"Кингисеппскому машиностроительному заводу" (КМЗ) не удалось оспорить односторонний отказ Ространснадзора (структура Минтранса) исполнять обязательства по контракту на три патрульных катера. Свою позицию Арбитражный суд Москвы опубликовал в начале февраля. Следующий шаг - включение КМЗ в реестр недобросовестных поставщиков. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) - против, но Ространснадзор настаивает. Это - "волчий билет", он закрывает доступ к госконтрактам на 2 года, и конкретно кингисеппскому заводу может обойтись в пару миллиардов.
Летом 2021 года Северное и Северо-Восточное управления государственного морского и речного надзора (структура Ространснадзора) получили от КМЗ по предыдущему контракту два патрульных катера ПК1200 проекта 04190. Первый базируется в Печоре, второй в Якутске. Кроме того, в ноябре 2020 года катер проекта 04190 "Сапфир" получил аКарельская республиканская поисково-спасательная служба. КМЗ характеризует проект 04190 нестандартным архитектурным решением, обусловленным эксплуатацией в северных широтах. Катера предназначены для работы в условиях ледяной шуги и мелкобитого ледяного покрова.
Весной прошлого года КМЗ выиграл конкурс у областного ООО "Озерная верфь" (среди совладельцев замминистра транспорта РФ с 2009 по 2018 годов Виктор Олерский) на поставку Ространснадзору 3-х патрульных катеров общей стоимостью в 100 млн рублей. Контракт подписан в апреле, все три катера должны были оказаться у заказчика к 30 сентября. Госведомство не получило к этому сроку ни одного катера и уже 5 октября (спустя 3 рабочих дня) в одностороннем порядке отказалось от исполнения обязательств по контракту, после чего потребовало от ФАС включить КМЗ в реестр недобросовестных поставщиков.
КМЗ объяснил задержку неожиданными сложностями в отношениях со шведским Volvo, чьи двигатели должны были там установить. Ещё в мае завод предупреждал Ространснадзор, что из-за пандемийных ограничений Volvo успевает только к марту 2022-го. Поэтому двигатели поменяли на итальянские Nanni и перенесли поставку на ноябрь 2021-го. Госзаказчика это не устроило, но ФАС пришла к выводу об объективности сложностей и вносить предприятие в нехороший реестр отказалась.
Чтобы закрепить успех, КМЗ попытался признать в арбитраже недействительным отказ Ространснадзора от исполнения обязательств по контракту и обязать его принять уже готовые катера, но проиграл.
"Судебное разбирательство было назначено на 2 февраля, а в период с 31 января по 4 февраля не работала система подачи документов в арбитражные суды "МойАрбитр" в связи с профилактикой серверов. В указанный период, ковидом заболел представитель КМЗ, ведущий данное дело. Его заменили, однако вечером 1 февраля стало известно, что и он болен. Подать ходатайство об отложении судебного разбирательства не удалось, и суд рассмотрел дело, не дав возможности КМЗ изложить свою позицию. Мы готовим апелляцию", - рассказали в пресс-службе предприятия.
В конце января Ространснадзор обратился в арбитраж с требованием отменить гуманное решение ФАС и внести все-таки КМЗ в реестр недобросовестных поставщиков. (Решение по этому делу пока не вынесено. На заводе уточнили: все три катера давно готовы, но Ространснадзор не принимает их. В госведомстве на редакционный запрос не ответили).
"Включение компании в реестр недобросовестных поставщиков делает затруднительным участие в торгах, и это длится 2 года. Государственные и окологосударственные органы и компании в 99,9% случаев не допускают их", - объяснила по нашей просьбе партнер коллегии адвокатов Pen&Paper Екатерина Токарева.
Для кингисеппского завода такое развитие событий печально. Только с начала 2021 года на портале госзакупок размещено 25 извещений о закупках с его участием общей стоимостью почти в 2 млрд рублей.
Лев Годованник для 47news
Справка: