Защищаясь от девушки на BMW, всеволожский Nokian дошёл до крайности: суды предлагают не верить ни производителям шин, ни закону о защите потребителей, - ГОСТ главнее.

Модная фишка производителей шин премиум-класса - 10 лет рекомендуемого срока эксплуатации - пустые слова. Впрочем, как и статьи Закона "О защите прав потребителей". Откатавшись 5 лет, лучше выбросить самые дорогие шины на помойку - если что случится позже, вы в суде ничего не докажете. Такое народное и апелляционное определение Санкт-Петербургский городской суд выдал петербурженке 13 декабря.

История началась в апреле 2019 года, когда Анастасия на своей BMW влетела в ограждение Западного скоростного диаметра (ЗСД) (она потеряла управление из-за разрыва шины Nokian). Позже экспертиза подтвердила: именно дефект шины привел к аварии, которая обошлась девушке в 600 тысяч рублей.

Видео того ДТП

Пострадавшая изучила Закон "О защите прав потребителей". Решила, что он на её стороне и предъявила претензии всеволожскому ООО "Нокиан Тайерс" (российский представитель финского Nokian Tyres Plc). Процесс девушка проиграла. Во всяком случае, на стадии апелляции. Она приобрела лопнувшую шину в Финляндии, и всеволожский "Нокиан Тайерс" сумел доказать суду, что не несет ответственность за продукт материнского концерна. Заодно выяснилось отношение российской Фемиды к подобным ситуациям. Оно очень неожиданное и крайне неприятное для всех автомобилистов.

Лопнувшую у Анастасии шину финский Nokian Tyres Plc изготовил на 47 неделе 2009 года, авария случилась на 15-й неделе 2019-го. Осталось 32 недели до истечения 10-летнего срока её эксплуатации. Чем, собственно, девушка и попыталась воспользоваться.

"Изготовитель обязан устанавливать срок службы товара длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу…", - написано специально для таких случаев в 2-й части 5-й статьи Закона "О защите прав потребителей".

Для российских реалий тот же закон предусмотрел случай, когда изготовитель забыл исполнить приведенную выше норму.

"В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации…) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены … в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы…", - сообщает 6-я часть 19-й статьи Закона "О защите прав потребителей".

К всеволожскому "Нокиан Тайерс" это не имело отношения. На сайте компании Анастасия прочитала: "Рекомендуемый максимальный срок службы шин составляет 10 лет". Компания четко исполнила 5-ю статью закона. В этом месте хотелось бы поставить ссылку на соответствующий раздел сайта "Нокиан", чтобы все видели, как работает цивилизованный бизнес - но ничего не выйдет: по нужному адресу мы натыкаемся на удаленную страницу.

02.png

Осталось довольствоваться нотариально заверенным сканом приятного обещания, приобщенным к материалам судебного процесса.

03.jpeg

Впрочем, точно такое же обещание было опубликовано на сайте материнской Nokian Tyres Plc: "The recommended useful life of a tyre is six years and the recommended maximum age is 10 years". Нам эта радость тоже недоступна: по соответствующему адресу вылезает та же 404-я ошибка - страница удалена.

04.png

Но вновь осталась нотариально заверенная сканированная копия, которая подтверждает, что девушке всё это не приснилось.

Производителей шин можно понять - двухлетний судебный процесс потрепал нервы. Тем более, что удаленная с сайта страница никак не влияет на 19-ю статью Закона "О защите прав потребителей", где черным по белому написано про 10-летний срок предъявления претензий в случае выявления существенных недостатков. Куда уж существенней - если шина разорвалась на скорости под 100 км/ч. А закон обнадеживает:

"Если … обнаруженный … недостаток товара является неустранимым, потребитель … вправе … потребовать .. полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества…", - написано в 18-й и 19-й статьях Закона.

Именно этого она и добивается - компенсации 600 тысяч рублей, потраченных на ремонт после столкновения с отбойником ЗСД из-за разрыва шины. Но Выборгский районный суд, как и Санкт-Петербургский городской, видят то же самое по-другому. Суды в принципе не воспринимают требование девушки исполнить Закон "О защите прав потребителей" в части компенсации затрат, вызванных разрушением шины до истечения 10-летнего срока службы. Они руководствуются техническим стандартом.

"Суд первой инстанции … указал, что к спорному товару подлежит применению пункт 10 ГОСТ Р 52900-2007 "Шины пневматические для легковых автомобилей и прицепов к ним. Технические условия", которым установлен гарантийный срок службы шин - 5 лет, и, принимая во внимание заключение проведенной по делу судебной технической экспертизы, учитывая то обстоятельство, что спорная шина изготовлена в 2009 году, приобретена … в 2012 году, пришел к правомерному выводу о том, что разрыв данной шины в 2019 году произошел значительно позже установленного ГОСТом срока…", - написано в апелляционном определении горсуда.

Про опубликованное и уже удалённое с сайта всеволожского "Нокиан Тайерс" обещание 10-летнего рекомендуемого максимального срока службы шин городской суд высказывается с шокирующей любого автомобилиста пренебрежительностью: по мнению суда, он "носит рекомендательный характер и не является обязательным". То есть любой производитель может написать на своем сайте что угодно про срок действия своей продукции - в случае спора суд не придаст этому значения.

"Я устал объяснять суду, что мы не требуем от "Нокиан" гарантийного ремонта, речь идет о возмещении убытков, вызванных неустранимым недостатком товара длительного пользования в течение прописанного законом 10-летнего срока службы. При чем тут ГОСТ, устанавливающий 5 лет гарантии?", - возмущается официально представляющий интересы Игорь Семенов.