Броуновское движение грузовиков заполнило внутренности Усть-Луги. Это мегастройка набирает ход. Говорят, "свинство и гов**ще", но есть китайский план.

По данным 47news, на начало декабря запланирована инспекция места стройки мегазавода СПГ ценой 2,7 трлн рублей под Усть-Лугой. Поедут осмотреться чиновники и представители компаний "Русхимальянс", "БХК" и китайской "СС7". Причина - многочисленные жалобы жителей на тысячи грузовиков, разбивающих дороги. Движение непрерывное, между самосвалами и тонарами теснятся легковые машины и пассажирские автобусы.

Разбитые дороги, жижа, мусор, осыпавшийся грунт из незакрытых кузовов, спиленный лес на обочинах стали нормой.

Вереницы самосвалов толпятся на обочинах. В машинах водители отдыхают, едят, а кто и спит. Там же ремонтируются, меняют покрышки, старые выбрасывают на обочины. Кто-то разъезжается на ночь по окрестным деревням и в Усть-Лугу, превращая сельские улицы в угрюмые стоянки немытых большегрузов.

Великое броуновское движение началось в апреле. Кстати, тогда же стартовала просушка дорог, но её пришельцы проигнорировали. Начался каскад ДТП с самосвалами. "Да какой там скоростной режим", - злятся жители. По данным ГИБДД, участники отказываются от оформления аварий. Вот лишь небольшая подборка начала апокалипсиса.

Властям всё же надоело. 17 ноября сотрудники местного ДРСУ перекопали экскаваторами съезды с дорог. Шуму было много. Ругались дорожники, дерзили водители и их представители. Бегал с телефоном даже один из топов от инвестора.

На стройку снуют около 600 грузовиков в сутки. Съехались от северо-запада до юга России, вплоть до маленьких ИП с парой грузовиков. На карте дороги, по которым идут вереницы самосвалов, выделены красным. Примерная территория стройплощадки - зелёным. Придавленный техникой малый народ водь в деревеньке Лужицы - песчинка. Вырубленные гектары леса - тоже.

СХЕМА.jpg

"Русхимальянс" принадлежит Газпрому и "Русгаздобыче", основным бенефициаром которой называют Артема Оболенского, бывшего бизнес-партнера Аркадия Ротенберга. "Русхимальянс" строит завод по производству СПГ. Дочка "РусГазДобычи" - "Балтийский Химический Комплекс"(БХК) - газохимический комплекс. БХК привлёк на подряд крупную рыбу из Поднебесной - China National Chemical Engineering & Construction Corporation Seven (СС7).

Забавно, но факт - недавно в правительство Ленобласти пришло письмо от представителя "СС7", господина Хуан Анбиня. В нём он сетует: "В связи с большим количеством ДТП [...] обеспокоены безопасностью передвижения своих сотрудников по данному участку дороги" (мы бы тоже беспокоились). В конце реплика местным дорожникам: "В целях предотвращения ДТП, связанных с неудовлетворительным состоянием дорожного полотна, просим Вас произвести ямочный ремонт и взять на особый контроль...".

 

За “Русхимальянсом” - съезд на стройку с дороги "Лужицы - 1 мая", на лесную дорогу и съезд с дороги "Псков - Краколье" на 261 километре. За “БХК” и китайцами - съезд на 261 и на 256 километрах той же трассы. По данным комитета по дорожному хозяйству, разрешение на их эксплуатацию у съездов нет, но движение-то идёт. 

Китайцам ответили, как могли, культурно: "Из-за стройки завода интенсивность движения выросла, парковочных мест нет, правила движения нарушаются и безопасность всех участников под угрозой". Короче, дорогам приходит конец, и виноватых надо искать в зеркале.   

Отметим, что заявленные инвесторами параметры - 6 тысяч грузовиков в сутки. А дорога рассчитана на 1,5 - 2 тысячи. К тому же, визуально, грузовики едут с перегрузом, рассказали в районном ДРСУ.  

По данным 47news, в минувший четверг в правительстве Ленобласти состоялось жаркое совещание между инвесторами и чиновниками. Бизнес сообщил - вахтовые городки и стоянки построим, автомойки пока не работают, и вообще, это не строители виноваты, что водители субподрядчиков паркуются, как бог на душу положит. На вопрос, почему ничего не сделано до начала строительства, ответа не прозвучало. Мол, на стройплощадке всё в норме, а за ее пределами полномочий нет порядки наводить. 

Как говорят, более всех горячился замгендиректора "Русхимальянса" Леонид Ряженькин. Сообщил, что он - почётный дорожник России. Когда его спросили, нормальна ли ситуация, ответил твёрдым "нет". Рассказал, что столовые и общежития обязательно будут, но в 2022 году.

"У вас гов**ще из кузовов течёт", "госстройка, а вы свинство развели", "грязи по колено", - посыпалось на бизнес.     

В ответ на вопрос, как можно ездить по съездам без разрешения на эксплуатацию, человек от "СС7" сообщил: "Вынуждены". Все они вместе пожаловались на долгие согласования. Чей лес на обочинах, никто не признался. В дальнейшем в "Русхимальянсе" сообщили 47news, что это нарушение подрядчика, и оно было устранено: "В настоящее время размещения древесины в полосе отвода нет". Заметим, что полоса отвода существует для того, чтобы если машина вылетит в кювет, последствия были минимальны. Если там брёвна — возможны трупы.

Оправдывались - везём 60 тысяч тонн в сутки, останавливаться нельзя, сроки. Иначе многомиллионные штрафы от европейских партнёров. Но с деньгами на укрепление съездов плитами сложно. Нужно миллионов 15 рублей, а их надо обосновывать перед руководством... В итоге, решили подналечь и сделать за декабрь хотя бы съезды. Задумана и парковка на 500 машин (вплотную к Усть-Луге, понравится жителям).

Но у маститых компаний есть и весомый контраргумент. Они обещали вложить 2 млрд рублей в ремонт критичных участков дорог (67 км). В августе "Русхимальянс" направил в дорожный фонд Ленобласти 1 млрд рублей. "БХК" - ещё 350 млн, остальное позже. Но интенсивное движение началось в апреле. "Пришлось попотеть, выбивая деньги. Область ещё в прошлом году просила 3 млрд. В августе же мы просто не успевали разыграть конкурс и начать работы, зима на носу", - парируют чиновники. Конечно, так себе аргумент, но что есть. Другое дело, что теперь вопрос в том, доживут ли дороги до весны.

Председатель комитета по дорожному хозяйству Ленобласти Денис Седов говорит, что крайне актуален вопрос доставки рабочих. 

 - Сегодня водитель едет обедать на грузовике. Ставит машину у кафе. Потом вновь в рейс. Затем поспать в гостиницу и обратно на карьер. Дополнительных передвижений столько же, сколько рейсов. Планов организации строийки мы не видим и не знаем, есть ли они. Что касается последствий, то Владимир Владимирович вроде сказал построить завод, а не разрушить Ленобласть, - отметил Седов.     

По словам главы администрации Кингисеппского района Юрия Запалатского организационные планы строительства не выдерживаются.

 - Не получается у них, как на бумаге. Масса вопросов - передвижение транспорта, жильё, питание, медуслуги. Даже поваров не хватает. При том, что решение принималось на уровне правительства России, - как бы отправил наверх собеседник.      

На ПМЭФ-2019 красочно подписывали договор Ленобласти с "Русхимальянсом". С "БХК" - на ПМЭФ-2021.Триллионыи нвестиций, миллиарды налогов. Сегодня настроение властей, с виду, изменилось. Негодуют, как так плохо партнёры подготовились.

Инвестиционного вице-губернатора Дмитрия Ялова 47news спросил о том, показывали ли инвесторы планы организации строительства, когда заходили в регион. В том числе, движения техники по дорогам общего пользования. И если да, то кто и как контролирует выполнение планов. Если контролирует. Сам он ответить не смог, но в его ведомстве сформулировали:

"У инвесторов есть подробные планы мобилизации персонала, увязанные с графиками возведения строительных городков, где будет жильё, медпункты, столовые, магазины. У нас налажена оперативная обратная связь, есть рабочая группа при губернаторе, оперативный штаб в районе. С мая 2021 года регулярно проводятся инспекционные выезды на территорию. Даются поручения по устранению нарушений".

То есть, оказывается, всё под контролем. Жаль, жители не в курсе. 

Гендиректор "Русхимальянса" Кирилл Селезнёв на звонки не ответил. Он давний соратник Алексея Миллера и многое прошёл в Газпроме - точно выкрутится.

Тем временем, после препирательств перекопанные съезды засыпали, грузовики продолжили свой мамонтовый ход. Всё же проект имперского масштаба. Скоро должны появиться знаки о запрете въезда грузовикам в Усть-Лугу. Что не изменит ситуации - машины будут собраться за околицей. Просится - как стаи волков. С ростом стройки количество техники на дорогах будет расти. Шутка ли, заедет 70 тысяч рабочих, возможно китайцев. Население Кингисеппского района 73 тысячи человек, считай, каждый второй на улице китаец. За баранками грузовиков точно.  

Виктор Смирнов, 47news

Отвечают инвесторы:

В "Русхимальянсе" и "БХК" ответили на вопросы 47news. Так, первые сообщили, что имеют техусловия на съезд с дороги "Псков-Краполье" (получены в конце 2019 года, продлялись и истекают 16 декабря. Разрешения на строительство нет. Наличие техусловий не равно разрешению на эксплуатацию - ред.). Что касается съезда в Лужицах, подчёркнули: он существовал до прихода компании в Ленобласть. В "БХК" затруднились ответить на вопрос о легитимности использования своих съездов. По данным 47news, один из них законный (265 км), его строят. По второму не согласован проект стройки (261 км), третий — временный (260), на постоянный техусловий нет. 

Совместно заявили: "Мойки для колёс приобретены, смонтируют в ноябре-декабре. Стоянки есть на стройплощадке. Столовые и общежития предусмотрены проектом. Есть пункты весового контроля, накрытие тентами контролируется, за скоростью и ПДД следим у себя, на дорогах - это компетенция ГИБДД". На вопрос, кем планировалась структура движения грузового транспорта, ответили: схема предусмотрена проектом. Проект получил положительное заключение "Главгосэкспертизы России".

"Русхимальянсом" на 23 ноября привлечено около 1500 рабочих и 500 единиц техники. Грузовиков задействовано 300 в сутки.  В "БХК" рабочих 1250, грузовиков 130 штук. "Планы дальнейшего привлечения в стадии разработки и утверждения".

Начало:

С 2018 года идёт процесс передачи тысяч гектар земли в Усть-Лужском поселении. Процесс начался с визы гаранта на письме главы Газпрома Алексея Миллера. К нему были приложены 11 листов с номерами участков. 47news наложил их на карту.