Даже санкции не столь разрушительны, как страх граждан оказаться рядом с мусорным заводом. Рассказываем, как разбилась реформа обращения с отходами.
Апелляционный суд 16 февраля постановил исключить из терсхемы по обращению с отходами Ленинградской области площадку под строительство мусороперерабатывающего завода городского регоператора НЭО неподалеку от деревни Оржицы. Иск подавали местные жители - активисты. В первой инстанции они проиграли, но пошли дальше.
- Мы сами пребываем в некоторой растерянности, не ожидали, - поделился эмоцией один из них.
Ответчиком был областной комитет по обращению с отходами. Но комитет-то ладно, шел формальной стороной, - претерпевшим в этой драме является регоператор НЭО. Теперь про завод за 5 млрд - забыть.
Вкратце: истцы обратили внимание, что объекта нет в схеме территориального планирования Ленобласти. Образно, это генплан региона. Значит, и в терсхеме по обращению с отходами (по иерархии документ ниже) его быть не должно.
Завод планировалось построить в километре от Оржиц на 55 га, мощностью 300 тысяч тонн в год. Селянам пришлось крайне не по душе. Они вышли на митинги, отправили ходоков к Путину и предупредили председателя совета директоров Интер РАО Игоря Сечина и гендиректора Бориса Ковальчука (Интер РАО соучредитель НЭО).
Жители Оржиц и окрестностей политически грамотно выбрали топором для пальцев НЭО угрозу для фонтанов Петергофа. Неподалёку от деревни начинается гидротехническая система водоснабжения ручьев и каналов, питающая фонтаны.
Учитывая, что НЭО планировал построить 3 завода в Ленобласти, пробоина серьезная. В остальном тоже не слава богу. Еще один, в карьере Островский на Карельском перешейке, находится под постоянным давлением местных жителей. В той локации много непростых коттеджных поселков. Гражданам явно претит жить рядом с мусоробработкой и полигоном для складирования хвостов. Одним из результатов гиперактивности стало поручение Бастрыкина возбудить уголовное дело после жалобы жителей на загрязнение почвы.
Завод НЭО во всеволожской Дубровке тоже торпедируют местные. Пока они затаились, но все помнят, какие ударные и яростные группы выходили на митинги против строительства. Так что в этом месте легкой прогулки у городского регоператора тоже не получится.
Единственный завод НЭО торжественно запустил на Волхонском шоссе Петербурга в конце прошлого года. Но разрезать ленточку не равно начать работу. Предприятие не вписывается в нормы Росавиации - находится слишком близко к аэропорту Пулково. Завод в Новоселках и вовсе пока в сладких снах НЭО. Тем более, там Газпром вместе с военными строит аэропорт Левашово. Монополия и Минобороны выступают резко против такого соседства.
Атакам общественников подвергается не только городской регоператор. Областная Управляющая компания по обращению с отходами(УКООЛО) строит завод под Кингисеппом и недавно получила иск от активистов. Но это ладно, дело житейское. Неожиданностью стало то, что суд наложил обеспечительные меры до окончания разбирательства. Строительство ценой 3,6 млрд было остановлено. Но, по данным нашего издания, на днях, УКООЛО удалось снять ограничения.
Точно не открытие, что вычеркивание из терсхемы завода НЭО влияет на расклад сил с УКООЛО. Кто быстрее построит, тот и получит объемы мусора, а значит, финансовые потоки. Речь прежде всего о городских 2 миллионах тонн, плюс 700 тысяч областных. Но, несмотря на обилие конспирологии с обеих сторон, все, возможно, проще. Жители настолько в ужасе от перспектив существовать рядом с переработкой мусора, что сопротивляются с упорством, достойным поля боя.
Собеседники в НЭО уже разводят руками. Мол, даже санкции не нанесли такого урона финансовым планам, как активисты. При этом, любопытно наблюдать, как от решения проблем устраняется Смольный. Хотя, казалось бы, кому как не правительству Петербурга поддерживать своего оператора. Ответ может быть на поверхности - мусор города как ехал, так и едет на переполненные полигоны Ленобласти. То есть, городских чиновников проблема как бы не касается.
К слову, на сегодняшнем заседании правительства губернатор Александр Дрозденко вскользь упомянул, что в процессе реализации мусорной реформы возникло, скажем так, много вопросов между Петербургом и Ленобластью. Что бы это не значило. Городского градоначальника Александра Беглова в повестке обращения с отходами давно нет.
Напоследок заметим, что история завода под Оржицами, возможно, не окончена. Есть вариант, при котором площадка будет возвращена в терсхему. Для этого нужно провести изыскания и включить объект в генплан Ленобласти. Дальше предсказуемо - суды.
Эта музыка будет вечной, а граждане мощно подпоют.