Смольный любит бизнес, а тот спасается от этого чувства, как только может. Страсти на воде со вкусом 1.2 млрд рублей в год породили хаос.

Крупный игрок рынка речных круизов ООО "Аква-Экскурс" 16 февраля выиграл сразу два процесса у подконтрольного Смольному ГБУ "Мостотрест" (сдаёт в аренду городские набережные). Это стопроцентный иллюзион - госструктура требовала прекратить использовать набережные и убрать от них понтоны для посадки туристов. Но набережные не используются с конца осени, и понтонов там давно нет. Таких процессов около десятка, всё вместе - последствия глобального помутнения, охватившего в навигацию 2021 года рынок петербургских водных круизов, о чем недавно писал 47news.

В конце 2020 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) перестала согласовывать круизным компаниям аренду участков набережных для швартовки судов без конкурсов. Началась истерия - многие отработали сезон на привычных местах без разрешительных документов. Сломать позицию ФАС в судах не удалось, арбитражи многократно указывали на необходимость включения пассажирских водных перевозок в госпрограмму "Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге", что решит проблему навсегда.

Но простые пути - не для нас. Автор поинтересовался в комитете по транспорту, отвечающем за всё, что кого-то куда-то возит: отчего в госпрограмме нет речных круизов - это же визитка Перебурга, как Эрмитаж с Кунсткамерой. Да-да. Чиновники несколько лет стараются. Они показали даже проект постановления городского правительства, где всё готово, но мешает комитет по промышленной политике, инновациям и торговле (КППИТ). Это якобы им постоянно что-то не нравится.

- Поддержка малого и среднего предпринимательства является одним из основных приоритетов работы комитета, но механизм включения преференций в госпрограмму требует доработки, - сообщил председатель КППИТ Кирилл Соловейчик, уклонившись от ответа на прямой вопрос о том, что именно его не устраивает.

Впрочем, на отчетность проблема не повлияла.

По данным комитета по транспорту, за навигацию 2021 года участниками речных круизов стали 2.4 млн туристов, что при средней стоимости билета в 500 рублей соответствует 1.2 млрд. И это в 2 раза больше показателей 2020 года.

Тем временем "Мостотрест" примерно в десятке судебных процессов безуспешно (полтора года) борется с ФАС, пытаясь отменить те её решения, из-за которых не может сдать круизным компаниям участки набережных без конкурсов.

Чем "Мостотресту" не нравятся конкурсы, из-за которых он бьется как будто в интересах арендаторов, - в ответе директора Андрея Кочина. Он против конкурсов ничего не имеет, а не устраивает формулировка, где ФАС ошибочно отнесла набережные к ведению земельного законодательства. Хотя суды многократно разъясняли "Мостотресту", что это ни на что не влияет.

Остается интрига в мотивах антимонопольного ведомства. На протяжении многих лет ФАС спокойно согласовывала безконкурсную аренду набережных, а в конце 2020 года - нет. Ответ пресс-службы центрального аппарата ФАС:

"Изменение позиции … связано c увеличением обращений на предоставление указанного имущества, что говорит о заинтересованности хозяйствующих субъектов … свидетельствует о высоком уровне конкуренции… При этом условии, приоритетным … способом реализации права аренды … является проведение конкурентных процедур – единственного механизма привлечения всех заинтересованных участников рынка и определения рыночной цены аренды набережных…".

Заявление можно оценить, если знать реальное положение дел. Пандемийный 2020 год, когда ФАС вдруг решила отказать круизному рынку в преференциях "из-за увеличения обращений", показал беспрецедентную провальность этого довода. Так как пассажиропоток оскудел с 2 млн до 1.1 млн.

Кстати:

"Только в 2021 году проведено 13 аукционов, в том числе 1 многолотовый, по результатам которых заключено 15 договоров аренды сооружений-набережных. На период 2022 года запланировано к проведению не менее 10 аукционов, а общее число действовавших в навигацию 2021 года договоров аренды набережных составило порядка 100 договоров, из которых свыше 60 заключены по итогам проведения аукционов…", - сгустил краски директор "Мостотреста" Андрей Кочин.