Лед с Невы сойдет, но владельцам круизных пассажирских судов придется арендовать набережные на конкурсах, а это передел на 1,2 млрд. Кроме ФАС, бизнесу не хватало еще "какого-то Абрамовича".
Петербургское ГБУ "Мостотрест" напрасно пытается сдать в аренду часть набережной круизному ООО "Барк" для организации там спуска на теплоходы. Для этого нужен конкурс. Это не рассуждение, а решение Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти, опубликованное 8 февраля. Десяток аналогичных процессов слушают городской, апелляционный и кассационный суды, ведь Федеральная антимонопольная служба (ФАС) запретила простой доступ к набережным всем круизным компаниям. В прошлом году их пассажирооборот составил 2,4 млн человек, что при среднем ценнике в 500 рублей за билет образует годовой оборот в 1,2 млрд.
Специализирующийся на внутренних водных круизах "Барк" участвует в деле третьим лицом, а судятся смольнинский "Мостотрест" и петербургское УФАС. Управляющий всеми городскими набережными "Мостотрест" просит суд заставить антимонопольное ведомство разрешить "Барку" аренду 71,3 кв метров набережной Фонтанки между Аничковым мостом и мостом Ломоносова без конкурса (это называется предоставление государственной преференции). "Барк" хочет пользоваться расположенным там спуском №3, чтобы всегда мог пришвартоваться его теплоход, забрать на борт туристов, покатать по центру Петербурга.
Но ФАС против. Хотите застолбить за "Барком" спуск на Фонтанке - проводите конкурс, и пусть ваш "Барк" его выигрывает на общих основаниях. Рынок и конкуренция называется. А преференции, ребята, предоставляются тем, кто включен в государственную программу "Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге". Нет в этой программе водных пассажирских перевозок - свободны.
"Мостотрест" судится с петербургским УФАС в 7 процессах и с центральным аппаратом ФАС России в 3-х с конца 2020 года. Во всех спорах предприятие пытается заставить антимонопольщиков разрешить сдавать в аренду участки набережных круизным компаниям без конкурса с неизменно отрицательным результатом: ФАС против, суды пока тоже, хотя не дошли ещё до Верховного. Речь примерно про 100 участков набережных на Неве, Мойке, Фонтанке, Канале Грибоедова, стоимость аренды которых на Неве доходит до 2 млн рублей в месяц, на остальных водных артериях до 1 млн.
Просто удивительно: с ФАС судятся не круизные компании, прежде всего заинтересованные в преференциях, а "Мостотрест", которому, казалось бы, без разницы, сдавать набережные в аренду просто так или проводить конкурсы. Директор "Мостотреста" Андрей Кочин на вопрос о причинах недолюбливания конкурсов к моменту выхода публикации не ответил. Зато об источниках негатива к ним в красках рассказал автору статьи генеральный директор ООО "Аква-Экскурс" Владимир Филиппов (его компания тоже судится с ФАС в качестве третьего лица под прикрытием "Мостотреста"):
- Мы работаем уже 30 лет, в течение которых арендуем разные участки набережных. Договоры аренды всегда заключались без конкурсов. И вдруг в конце 2020-го ФАС решила, что просто аренды быть не должно - только по результатам конкурсов. Представьте, мы эксплуатируем 25 теплоходов! Что с ними делать, если компания вдруг проиграет конкурс? Или выиграет по завышенной цене, ведь придется повышать стоимость билетов, а она и так около 1000 рублей. Только не думайте, будто мы боимся честной конкуренции - речь о другом. Около каждого спуска налажена инфраструктура, установлены понтоны, получены разрешительные документы, дана целевая реклама. А при проведении конкурса цена может быть специально поднята, причем, за уровень рентабельности, чтобы "договориться" с претендентом, либо просто ему навредить. А ещё конкурс могут выиграть люди, которые на совершенно законных основаниях хотят арендовать участки набережных для своих шикарных яхт, но место массовой посадки пассажиров будет потеряно. Кто будет пассажиров возить и куда девать теплоходы, самый скромный из которых под 20 млн рублей стоит, - объясняет Владимир Филиппов.
Это простые и понятные мысли: участники рынка привыкли к своим местам и боятся потерять их. Один из них на условиях анонимности объяснил на пальцах вот что: "Решит пара-тройка каких-нибудь абрамовичей арендовать козырные места для своих шикарных яхт, и хана круизным компаниям. Они же любой конкурс выиграют. И стервятников, слетающихся на конкурсы, чтобы шантажировать их участников, никто не отменял. Они же как! Дай денег, отменю претензию".
Но все-таки странно. Десятилетиями круизные компании пользовались преференциями, а в конце 2020 года ФАС решила, будто они вредны. (Я пытался выяснить наверху ведомства и в петербургском управлении, что же заставило их неожиданно пересмотреть свое отношение к петербургскому глянцу - водным круизам. Пока тишина). Участники рынка упрощают: в ноябре 2020 года с поста руководителя антимонопольного ведомства ушел Игорь Артемьев, его место занял Максим Шаскольский.
Впрочем, ФАС не требует ничего особенного. В 2014 году правительство Петербурга утвердило программу "Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге". Ну включите в неё водные пассажирские перевозки, и разрешений антимонопольного ведомства вообще не потребуется. Тем более, что управляющий "Мостотрестом" (владелец всех набережных Комитет имущественных отношений (КИО) сам каждый раз просит ФАС согласовать очередную преференцию. Чего проще, казалось бы. Кстати, в городском Комитете по транспорту давно уже пытаются включить водные пассажирские перевозки в госпрограмму, для чего подготовили даже проект соответствующего правительственного постановления. Но наталкиваются на противостояние со стороны Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле (КППИиТ). Попытка выяснить у главы КППИиТ Кирилла Соловейчика причины оппозиционности тоже не удалась.
Картина на текущий момент: из десяти судебных процессов половину "Мостотрест" проиграл, и эти проигрыши вступили в законную силу. Остальные не дошли до стадии апелляционных инстанций, после которых решения подлежат немедленному исполнению. С точки зрения буквы закона, это означает, что рынок водных круизов в Петербурге встал. Причем, случилось это еще до начала навигации 2021 года. Но мы живем в России, поэтому Комитет по транспорту гордится достижениями: в 2021 году пассажиропоток внутренних водных круизов составил 2,4 млн человек, что в 2 раза больше показателей ковидного 2020 года.
Без ссылок на себя участник рынка показал реальную картину круизного бытия, какой она нарисовалась в прошлый сезон. Все теплоходы швартовались на своих привычных местах. В первых числах каждого месяца к ним подходил инспектор "Мостотреста", документировал нарушение, потом в компанию прилетал штраф, который старательно оплачивали. Одновременно из "Мостотреста" поступали сведения в полицию (так полагается), там проводили проверку и приходили к выводу в том смысле, что, конечно, не хорошо, но штрафы же уплачены.
Президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга Владимир Родионов называет позицию ФАС, минимум, неконструктивной:
- Ассоциация уже обращалась к губернатору Петербурга и руководителю ФАС России, но не получила вразумительных ответов и даже намеков на намерение совместно поискать пути выхода из сложившейся ситуации. Мы обратились в комиссию по законности и правопорядку Законодательного собрания, готовим обращение к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Петербурге, - взывает он за всех.