Первые кадровые перемены в правительстве Ленобласти в новом году: обезглавлен комитет по молодёжной политике. А тот, кто может занять это место, будет наставлять молодёжь, хотя его самого государство в своё время потеряло. Ну, нет больше правильных героев времени, а Путин хоть и всегда впереди, но он же не вымышленный.
Со вторника, 9 января, председателем комитета по молодёжной политике больше не является Олег Иванов. По данным 47news, он покинул свой пост и теперь заместитель начальника управления делами губернатора и правительства Ленобласти. Это стало возможным после того, как бывший начальник управления Игорь Петров превратился в вице-губернатора-руководителя аппарата, а его экс-зам Дмитрий Иванов занял его бывшую позицию.
О том, что 47-летний Иванов покинет свой пост, заговорили ровно год назад. Основной претензией к нему стал возраст, ведь мужчине, отвечающему за молодёжный блок, сейчас 47 лет. Недавно этому удивился даже одногодка, депутат ЗакСа Владимир Петров.
Исполняющим обязанности стал первый заместитель ведомства, 31-летний Алексей Орлов, о котором мы подробно рассказали год назад. Если вкратце, сын главы администрации Выборгского района. В юности окончил Суворовское училище, а в более зрелом возрасте отвечал за молодёжную политику Выборгского района, в частности, организовывал тематические мероприятия вроде тех, что обычно перебивают оппозиционные. Занимается спортом, участвует в чемпионате региона по триатлону. Вроде как читает рэп. Так что вроде то, что надо.
Станет ли Орлов-младший полноценным председателем, доподлинно неизвестно. Однако, по всей видимости, руководство региона готово отдать молодёжную политику личности подобного возраста. А сделать ему предстоит то, чего он сам никогда не щупал вживую — создать образ героя современности.
Молодёжная политика всегда обречена быть частью государственной пропаганды, а в её центре всегда должен быть удивительный человек. На него принято равняться, ставить в пример и удерживать его светлый лик в историческом сознании. Появлению такого типажа всегда помогало искусство, сначала литература, а затем и кинематограф.
"Молодая гвардия", "Как закалялась сталь", "Тимур и его команда"
Символом послереволюционной России стал, конечно, Павел Корчагин, персонаж романа Николая Островского. Комсомолец, оставивший "несколько капель крови на багряном знамени революции", становится важной частью идеологической машины. Его фигура призвана была вдохновлять советский народ на подвиги и во время Второй Мировой войны, а позже он стал символом советской эпохи. Настолько, что его именем названа улица в Москве, по книге снято три фильма и один сериал. Фраза о жизни, которую надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, превратилась в культовую, пусть и несовременную.
Участник подпольной организации, действовавшей во время Великой Отечественной войны, Сергей Тюленин, тоже обернулся в родного для страны парня благодаря роману Александра Фадеева "Молодая гвардия". Книга была признана необходимой для патриотического воспитания подрастающего поколения и вошла в школьную программу. Бойцы невидимого фронта, поющие революционные песни перед мученической смертью от нацистов, имели тысячи прототипов по всему Советскому Союзу. До середины восьмидесятых годов произведение было переиздано 276 раз, общий тираж превысил 26 миллионов экземпляров.
Олицетворением более мирной, деревенской, жизни стал Тимур Гараев из трогательной повести Аркадия Гайдара "Тимур и его команда". Тринадцатилетний мальчишка, организовавший помощь семьям ушедших на фронт красноармейцев, стал прообразом для сотен движений как одноимённых, так и пионерских, и даже нынешних волонтёрских. Тимуровцы реальные также помогали колхозам и совхозам, детсадам, занимались благоустройством населённых пунктов, ухаживали за могилами погибших воинов. Основная идея книги выражена во фразе: "Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же". Образ дошёл до наших дней, в том числе, благодаря двум экранизациям.
Шестидесятые-семидесятые годы отличились появлением на сцене героев несколько иного плана. На смену подвигам в бою пришли учёные, а собирательным образом стал физик-ядерщик из художественного фильма Михаила Ромма "Девять дней одного года". Согласно сюжету, физик-ядерщик Дмитрий Гусев жертвует собой ради советской науки, а значит, ради социализма, то есть в перспективе ради коммунизма на всей планете.
Игравший роль Алексей Баталов был признан в 1962 году лучшим актёром года в стране, а его облик стал олицетворением безграничной преданности интересам СССР.
Конечно, это самые яркие лики в советском иконостасе. Дальше же всё покатилось, ведь конец восьмидесятых-девяностые отметился чем угодно, только не усиленной работой над точением портрета героя современности. В то время, когда новый глава комитета по молодёжной политике правительства Ленобласти Орлов ходил в школу и, по опыту родителей, должен был тянуться к прекрасному, государство ничего не могло ему предложить. Да и не хотело уже. Государство стало совсем другим, и рождалась вообще новая нация.
Тех, кто родился ближе к распаду СССР, принято называть потерянным для страны поколением, ведь на самом деле они даже близко не представляют, что такое тот самый патриотизм, ради прививания которого и создавались все вышеописанные образы. То есть из чужих воспоминаний, может, и шапочно в курсе, но по факту в том возрасте, в котором это надо было прочувствовать, не смогли этого сделать. Конечно, не по своей вине, но всё же, если не знать язык с раннего возраста, он никогда не станет родным.
Неудивительно, что героями этого времени становятся люди с оружием, давно перешедшие старую черту и морали, и закона, но при этом оставшиеся человечными. С художественными произведениями, затмевающими сознание миллионов, явная напряжёнка, потому эту роль перехватывает кинематограф.
Сверхпопулярным был сериал "Бригада". Вышел он в 2002 году, но рассказывает о жизни четверых друзей в девяностые годы. Позиционируется он как российская гангстерская сага, а по факту стал яркой вспышкой на российском телевидении. Главный бандит, Саша Белый, стал любимым персонажем зрителей. В обиходе школьников появилась фраза "Это наша корова, и мы её доим", а особым шиком было поставить на только что появившийся в обиходе мобильник рингтон из кино.
Тот же период жизни страны стал основой для повествования телесериала "Бандитский Петербург", основанного на романах нашего журналиста Андрея Константинова. А саундтрек из этого фильма – "Город, которого нет" стал безусловным шлягером. Чуть позднее, с конца 90-х, развивается действие фильмов Алексея Балабанова "Брат" и "Брат-2". Сказ об участнике войны Даниле Бодрове, сразу по возвращении вошедшем в криминальный мир и пытающемся восстановить справедливость, тоже стал иконой зарождающегося российского общества. Кстати, в отличие от собратьев по строю, Данила впервые становится неким русским богатырем, что наказывает злодеев на земле русской.
Патриотизм современный начал зарождаться в России с 2001 года, когда после долгих споров у нас появился гимн со словами. Причём был отринут вариант прошлого, мелодия Глинки, а его место занял советский образец. Впрочем, идейных художественных образов это не добавило, а в этом плане Россия, прямо скажем, растерялась.
Глядя на сегодняшний день, вымышленных персонажей, объединяющих общество, найти вряд ли получится. Разве что взгляд упирается на роман Сергея Минаева Духless. Героем его стал 29-летний топ-менеджер крупного международного банка Макс. Жизнь он тратит на зарабатывание денег, а деньги — на покупки дорогих атрибутов. Но в какой-то момент происходит переоценка. Бывает, но фраза из текста песни группы "Високосный год" - "мы могли бы служить в разведке" плавно мутировала в "мы хотим работать в Газпроме".
"Движение вверх", "Легенда № 17"
Конечно, на широкие экраны в последнее время выходят фильмы с настоящими героями. Из кинотеатров на нас смотрят и баскетболисты в "Движение вверх", отыгравшие за 3 секунды первенство по баскетболу у американцев на Олимпиаде в 1972-м. И хоккеисты из "Легенда № 17", разгромившие канадцев тогда же. Только это всё славное прошлое.
В общем, не осталось в нас икон современного трудового подвига, спасения мира, самопожертвования или хотя бы обращения жизни окружающих к лучшему. Так что, по сути, и молодёжной политике основываться не на чем.
У Алексея Орлова мы спросили, видит ли он хоть какие-то перспективы в появлении на горизонте героев нашего времени.
- Герой нашего времени для молодёжи - это Владимир Путин, - без запинки произнёс чиновник, впрочем, признавшись, что в школе смотрел и "Бригаду", и "Брата".
- А вы уверены, что это вымышленный персонаж?
Кстати, новому и.о. Орлову — тридцать один. И по большому счету, самое важное, чтобы такие пришли на выборы.