Руководство Ленинградской области инициировало два информационных повода федерального масштаба в один день. Страна и мир узнали о 47 регионе по совершенно неожиданным основаниям. Дело касается искусства.
 
Все федеральные и петербургские СМИ в четверг, 4 июня, написали не о вводе новых объектов в Кудрово, не о повышении оборота Усть – Луги и даже не о поражении футбольного клуба "Тосно" в стыковых матчах за выход  в высшую лигу. Регион лесосек и молочных ферм, трубопроводов и древнерусских крепостей завоевал рейтинги благодаря такому далекому для своей прозаической репутации поводу как драматический театр.
 
Утром руководство подчиняющегося областным властям Театра на Литейном, объявило: в театре новый директор – Борис Мездрич, недавно оказавшийся в центре скандала с постановкой оперы "Тангейзер" в Новосибирске. Напомним, опера Вагнера в ее сибирском сценическом варианте вызвала на берегах Оби резкое неприятие местной метрополии. Православные требовали привлечения виновных в оскорблении их чувств к ответственности и снятия спектакля. Мездрич, возглавлявший тогда Новосибирскую оперу, на уступки не пошел. Не сделал он этого и после вмешательства в конфликт (на стороне клира) министра культуры Владимира Мединского. Был снят с работы, но одновременно получил единодушную поддержку театральной общественности, включая Олега Табакова,  Евгения Миронова, Валерия Фокина и других вполне почитаемых властью авторитетов.
 
Решение позвать Мездрича в Петербург мощное, не имеющее аналогов. Казалось, вот она, новая эра. Губернатор Александр Дрозденко становится на путь Пермского края, куда преобразовывать местную художественную жизнь в свое время пригласили Марата Гельмана.
 
Скоро, думалось, в Подпорожье пройдет ретроспектива Андрея Звягинцева, для группы "Ленинград" создадут огромный концертный комплекс в Толмачево, а телеканал ЛОТ станет заказывать документалку Леониду Парфенову.
 
Но к двум часам дня все информационные агентства сообщили:  с новостью поторопились. Кандидатура Мездрича в областном правительстве не согласовывалась.
 
Что-то случилось. Цепочка событий привела не к тому.
 
Суете вокруг Театра на Литейном предшествовало решение объединить дирекцию этого театра с другим, тоже подчиняющимся областному правительству – Театром на Васильевском. Эта идея не понравилась артистам – начались протесты и даже демонстрации; в отставку ушел Игорь Ларин – главный режиссер театра на Литейном.
 
Александру Дрозденко, готовящемуся к  новым губернаторским выборам, эта шумиха была совершенно некстати. Если кто и способен скандалить долго, шумно и эффективно, то это именно артисты. И губернатора надоумили на эффектный ход – пригласить ставшего особенно популярным после новосибирских скандалов Мездрича. И коллектив театра, и культурная общественность города и области восприняли бы такое назначение с восторгом.
 
Но кто-то в Москве был решительно против. Скорее всего, этим "кем-то" стал Владимир Мединский", включивший свои кремлевские связи. Назначение не состоялось. Мездрича поставили на место. А губернатор не может публично ответить.
 
В области с руководством культурой традиционно плохо. Обваливается Выборгская крепость, в ужасном состоянии Копорье и Ропша. Заброшены деревянные церкви Приладожья. Местные музеи и театры информационных поводов не создают. Кроме кинофестиваля "Окно в Европу", который и то под вопросом, похвастаться особенно нечем. Тут не сыграешь на федеральном уровне. Абсолютно ненужная и несвоевременная попытка объединить два театра привела к комическому всероссийскому скандалу.
 
Историк Лев Лурье для 47news