Как заманить авто-китайцев в Ленобласть, мы посмотрели на примере Белоруссии. Инфраструктура у нас есть, но есть и нюансы.  

Губернатор Александр Дрозденко посетил в Китае офис производителя автомобилей Haval компании Great Wall Motor (выпускает несколько брендов), сообщили 24 октября в правительстве региона.

"Уверен, что Ленинградской области есть что предложить нашим китайским партнером не только в части закупок, но и по привлечению инвестиций в наш регион и размещению производства непосредственно на нашей территории", - сказал Дрозденко.

Фото: Пресс-служба правительства Ленобласти

Есть версия: Haval это производная от английского I have all - "у меня есть все". Прибыль Great Wall составляет $1 млрд, что равно половине бюджета Ленобласти. У Haval  уже есть производство в Тульской области, запущенное в 2019 году, в 2022-м с конвейера сошло 37 тысяч машин. 

Деталей пока нет и быть не может, но можно предположить из соображений логистики - площадка должна располагаться недалеко от Петербурга. Как вариант, Всеволожский, Гатчинский и Ломоносовский районы.

Под Всеволожском, с 2002-го по 2019 год, работал завод "Форд". Площадку выкупили корейцы, планировали делать запчасти для КИА. Перезапуск отложили, часть площадей сдали под деревообработку. В Шушарах был завод "Тойоты", концерн ушел из России. В Парголово - "Ниссан", площадку за 1 евро выкупил АвтоВаз. В партнеры планировали привлечь китайцев. Завод "Хенде" в Петербурге остановился в марте 2022-го.

Для того чтобы понять, как китайцы заходят на рынок, 47news изучил опыт белорусско-китайского предприятия по сборке китайских Geely. Там Дрозденко тоже недавно бывал, завод называется Belgee. Говорят, понравилось.

Юрлицо создано в 2011 году на основе меморандума о сотрудничестве. Через год заключен инвестиционный договор, запланирован общий объём инвестиций весом 250 млн долларов (курс был 30 рублей за бакс, сейчас можно умножать на три, а с учетом санкционных сложностей пожалуй и на четыре). Еще через год - открытие на площадях предприятия "Автогидроусилитель" в городе Борисов. Машины собирались крупноузловым способом, в планах было 10 тысяч авто в год. Поначалу там трудилось около 60 человек. Первыми моделями стали Geely SC7 и кроссовер Geely Emgrand X7. Затем, количество сотрудников удвоилось.

Geely SC7 и кроссовера Geely Emgrand X7. Фото: автомобильный сайт Wroom.ru

К 2017-му на новой площадке (120 гектар) начата мелкоузловая сборка полного цикла - сварка, окраска, сборка. В штате уже 1,3 тысячи человек, мощности до 60 тысяч машин в год. Как отмечают на предприятии, при производстве используется австрийская технология сварки и антикоррозийная обработка металла. Через пять лет скорость сборки - пять авто в час. Дилерам отгружено 17 тысяч штук, из них в Россию ушло 14 тысяч. Цены начинаются от 2,5 млн рублей.

Сегодня завод предлагает четыре модели кроссоверов, один седан и один электромобиль. Но как отмечают специалисты, сборка все равно остается узловой о производстве компонентов речи не идет.

image_2023-10-24_18-00-01.png Скриншот сайта Belgee

В Ленобласти же немало производственников вокруг нашего автокластера. Например, выпускала комплектующие "Йура Корпорейшн Рус" в Ивангороде (дочка южнокорейской Yura Corp). Работала с 2008 года, но в марте 2022-го остановила производство. Завод автокомпонентов испанской Antolin в Петербурге делал стеклоподъемники, потолочные блоки и дверные панели. Фирму выкупили россияне, конвейер перезапущен.

Это не все: датская "Динекс Русь" в Гатчине (выхлопные системы), СП с испанской "Гестамп" (кузовная штамповка широкого профиля) во Всеволожске, "Форесия Интериор" в Луге (бамперы, сиденья, двери). Делали и коврики, и диски. Часть живы, но работают "в склад". Самый крупный пример финская "Нокиан", выпускавшая шины во Всеволожске. Производство выкупила "Татнефть".

По словам инвестиционного вице-губернатора Дмитрия Ялова, на данный момент Ленобласть смотрит как раз на возможность производства в регионе автокомпонентов для Haval. 

"У нас в регионе уже есть с десяток производителей, работавших на автомобильные заводы. Но конечно мы оптимистично настроены на сотрудничество с китайскими автопроизводителями и в более широком формате", - отметил собеседник. 

Кстати, в инвестиционном блоке ранее делились мнением о том, что есть реальная возможность наладить производство электроавтомобилей. Это проще, чем с бензиновыми авто, из-за меньшего количества сложных компонентов (например, нет трансмиссии). По сути, нужно импортировать из Китая только батареи - штамповка кузовов у нас налажена, и пластик делаем сами.  

Но как бы ни был подготовлен регион, нужно понимать, что от приглашения до решения китайцев зайти в Ленобласть может пройти немало времени. Если же говорить о полноценном производстве автомобилей, то не факт, что для второго завода Haval в России найдется спрос на продукцию, поделился мнением один из опрошенных экспертов. Во всяком случае пока.