Новый завод финского производителя шин в Румынии не будет напоминать тот, что два десятка лет отработал во Всеволожском районе Ленинградской области.

Финская компания Nokian Tyres при строительстве своего нового шинного завода в румынском городе Орадя не будет копировать "мегафабрику, как в России". Об этом 5 июля заявил немецким СМИ гендиректор Nokian Tyres Юкка Мойсио. Топ-менеджер из Суоми назвал концентрацию производства в одном месте устаревшей, напомнив, что на заводе в России производилось 80% шин Nokian Tyres, а в самой стране продавалось 20% продукции компании.

"Опасность чрезмерной концентрации становится очевидной, когда ваша компания теряет миллиарды", - рассказал Мойсио.

В своём интервью он ни разу не упомянул город Всеволожск Ленинградской области, но именно там c 2005 года были расположены российские мощности финского концерна. В апреле 2023 года была завершена сделка по продаже всеволожского завода ПАО "Татнефть". После этого предприятие сменило название с "Нокиан Тайерс" на "Айкон Тайерс".

Гендиректор Nokian Tyres отметил, что ключевым фаткором, повлиявшим на решение о строительстве завода в России, был дешёвый газ. В свою очередь, покинуть страну изготовитель финский покрышек решил через шесть недель после начала СВО. Тогда стало понятно, что антироссийские санкции Евросоюза затронут изделия из резины, в Финляндии менялось настроение, а акции Nokian Tyres падали в цене. 

При этом решение строить завод в Восточной Европе Nokian Tyres приняла ещё до анонсированного ухода из России. Кроме Румынии финны рассматривали и другие варианты. Но Сербия не была одобрена, так как эта страна не является ни членом Евросоюза, ни НАТО. Турция хоть и входит в Альянс, но тоже не ЕС. А Венгрию называли страной с высоким геополитическим риском. У Польши оказалось конфликтное антидемократическое правительство. В Испании было минимум геополитических рисков, но жёсткие трудовые нормы и слишком высокие траты на заработную плату.

Согласно обновленной стратегии Nokian Tyres, шины для скандинавского рынка компания будет производить в Финляндии. Покрышки для американских клиентов - в Дейтоне в Соединенных Штатах. А Европу будет обслуживать завод в румынском городе Орадя.