Дрозденко попросил Путина о создании единого оператора по обращению с отходами. Рынок ответил через 47news. Петербург перекинул мяч в Ленобласть.
Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко на онлайн-встрече с Владимиром Путиным 10 июня перед тем, как попросил поддержать его на выборах, неожиданно зашел: "Прошу вас дать поручение Министерству природных ресурсов совместно с правительством Ленобласти и Санкт-Петербургом проработать вопрос о создании структуры единого оператора в сфере обращения с отходами. Это позволит объединить потоки и городских, и областных отходов".
Что это было – рисковый экспромт или согласованная заготовка – уже неважно. То, что идея мельком звучала на профильных междусобойчиках, тоже несущественно. Ответ Путина – сигнал: "Разделяю, здесь нужно поработать всем вместе".
Если коротко, в Ленобласти мусорный оператор работает уже второй год. В Петербурге должно было быть два, но в южной части он до сих пор не выбран, а в северной выбран и не работает. Несмотря на то, что с декабря прошлого года в Смольном муссируются намерения всё-таки завести эти процессы, по факту – ничего. Хотя губернатор Беглов заверял, что вот-вот и начнётся. Тем временем, все полигоны, куда свозятся 1,8 млн тонн городского мусора, находятся в Ленобласти. Отсюда и головные боли у Суворовского - жители всё больше недовольны, вплоть до митингов, а осенью у Дрозденко теперь точно выборы.
Вот ещё одна его реплика-буфер из того же разговора: "Наша агломерация хочет, чтобы мы ушли от примитивных способов переработки отходов, а в принципе это просто складирование". То есть мяч максимально публично переправлен на сторону Петербурга. Если в Смольном не будет реакции, можно заявлять (в том числе электорату): я предложил, гарант поддержал, коллега тормозит.
Есть и экономический слой. Оборот на мусорном рынке города составляет примерно 8 млрд ежегодно, в Ленобласти - 3 млрд. Перспектива управлять такими потоками, безусловно, привлекательна. У области есть козырь, на территории уже работает регоператор "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области". Не секрет, что за ним "Банк Санкт-Петербург". Как говорят, до последнего времени от работы УК в Ленобласти банку была лишь досада - масштаб не тот, но это не главное. Экономика регоператора постоянно проседала от настойчивых просьб правительства региона снизить плату за вывоз мусора. Здесь опять выборные дела. Перспектива же зайти в Петербург делает прожект сопоставимым уровню банка и его представлениям о масштабах.
В Смольном быстро сориентировались и ответили оригинально: на следующий день, 11 июня, был объявлен конкурс на вывоз и размещение 42 тысяч тонн мусора с площадки ГУП МПБО-2 в Янино. Начальная цена контракта 138 млн рублей. Гора мусора там знаковая - СК уже возбудил уголовное дело по экологической статье, Роспотребнадзор и Росприроднадзор атаковали претензиями, и всё нипочём. Завод называет скопление неприятного компостом. Проблема в том, что деньги с жителей за вывоз на полигоны уже были получены, но неизвестно куда делись.
47news известно, что руководство МПБО-2 ранее обращалось к полигонам в Ленобласти принять отходы в долг, но получили в ответ: извините, кручение пальцем у виска. Неудивительно. Завод находится в плачевном финансовом положении, денег можно не дождаться. Тем более, как говорят, к предприятию есть вопросы миллионов на 80 у налоговой. Ну и самое главное - неизвестно, что это за мусор, а влетать на уголовную составляющую простаков нет. За эту историю кресла уже лишился куратор петербургской мусорной реформы, зампред комитета по благоустройству Кирилл Пащенко.
Возвращаясь к ответу Смольного на выход Дрозденко: так понятийно город говорит, не вопрос, давайте работать вместе, примите наш мусор, надо же с чего-то начинать. И мячик улетает на поле Ленобласти.
Но в предложении Петербурга есть момент - не указано, куда вывозить, хотя цена 3148 рублей за тонну привлекательна. Полигоны принимают за 1500 рублей, транспортировка ещё 500-700 рублей. Опрошенные игроки рынка дали противоречивые комментарии: кто-то говорит, что выстроится очередь, кто-то считает, что нужно держаться подальше.
Экономически смущает бизнес-неясность в части расчётов, платить будут каждый месяц или через 90 дней, отведённых на исполнение, то есть до 1 октября. Если второй вариант, то придётся возить за свои, а потом ждать от ГУПа, что волнительно. Да и нет сейчас на рынке тех перевозчиков, кто готов выложить полторы сотни миллионов из своего кармана. И в мирное-то время вряд ли, а после эпидемии и снижения собираемости подавно. 47news слышал штрих – полигоны не будут брать без предоплаты.
Привлекательность предложения снизится, если регоператор согласится принять отходы не на ближний полигон в Лепсари, а, например, в Сланцы, и если откажет Северная Самарка, там свои проблемы с местными жителями. 400 километров туда-обратно сильно ударят по прибыльности. Отсюда другое опасение, если большие перевозчики не рискнут, то могут набежать малые со своими привычками и любовью сваливать мусор в лес. В требованиях лишь 10 машин с загрузкой мультилифт, а это мало. "Пул из сотни диких перевозчиков на субподряд я наберу за несколько дней", - уверен один из бизнесменов.
Ну и самое, пожалуй, нетривиальное. По данным нашего издания, живых 138 млн рублей у Смольного ещё нет. Объявление конкурса идёт в параллели с поиском МПБО-2 кредита в банках. Предложение рассматривают в "Сбербанке", "ВТБ", "России" и "Банке Санкт-Петербург", слышал один из собеседников в Смольном. Насколько это законно - вопрос. Но точно одно: бюджетных денег заводу второй раз не перепадёт, суд никому не нужен. "В крайнем случае, МПБО продаст технику, миллионов на сто должно набраться", - отметил другой чиновник, добавив, что речь не о том неработающем оборудовании за 250 млн, о котором писал 47news, а о подвижном составе. Неясно, правда, как спящий регоператор будет просыпаться без техники. Возможно, намёк на банкротство.
Оценка активов сомнительна, считает один из коммерсантов. Ещё короче выразился один из ответственных работников: "Конкурс можно и отменить, в конце концов". Эта реплика — косвенное подтверждение того, что объявление конкурса — действительно ответ Ленобласти, а не намерение, в реализации которого есть уверенность.
Есть место и для внутренней игры, предполагают в Управлении по обращению с отходами. Если регоператор согласится принимать мусор с МПБО, то может и поторговаться с различными ведомствами. Управляющая компания недавно закрыла под давлением приставов полигон в Мшинской, при этом у нее не получается запустить проект полигона в Кингисеппе. Сегодня сложно представить, какая площадка из имеющихся за три месяца сможет принять объём МПБО-2. По данным же 47news, если процесс всё же будет запущен, то отходы поедут, в том числе, в Лепсари.
Возвращаясь к идее единого оператора, то процедурно это крайне сложная затея. Необходимо отменить итоги конкурса на северную часть города и отказаться от конкурса на южную часть, а значит, придётся менять федеральный закон. Кто будет мега-оператором тоже сложно предположить. Если УК Ленобласти, то ей придётся провести гигантскую работу по заключению договоров со всеми образователями мусора в мегаполисе и каким-то образом финансово взаимодействовать со Смольным, а для этого нужно менять уже региональные законы. Территориальную схему размещения тоже придётся менять. Помня, с какими муками ее принимали в Петербурге, новаторам не позавидуешь.
Следующая жирная запятая опять финансовая: в Петербурге большие деньги, но все полигоны в Ленобласти. Вопрос: если работать вместе, кто возьмёт большую ношу в части инвестиций и кто будет принимать ключевые решения.
Директор "УК ООЛО" Николай Хасиев готов.
- Физически силы есть. Что касается мощностей по переработке, то полтора года уйдёт на проектирование технопарка по переработке мусора под Гатчиной. С учётом строительства - четыре года. Предприятие сможет принимать миллион тонн отходов, - сообщил Хасиев.
Насчет перспективы приёма 42 тысяч тонн мусора от МПБО-2 собеседник ответил уклончиво: "Мы готовы рассмотреть предложение, но только если будет понятен класс опасности и то, из чего состоят эти отходы". В Смольном, кстати, заочно ответили: "Если будут сомневающиеся, сделаем экспертизу".
Связаться с председателем комитета по благоустройству Петербурга Сергеем Малининым не удалось. Но его подчинённые, бывшие под куратором реформы Пащенко, рассказали, что у города идея создания единого оператора восторга не вызывает. "Петербург планирует сам создавать объекты переработки. Когда это произойдёт, в область будет уходить значительно меньше отходов. Что касается наличия у области регоператора, то он, конечно, есть, но к его работе есть вопросы. Ну, а процедурно и вовсе утонут", - съязвил один из собеседников.
Директор и совладелец одного из крупнейших перевозчиков "Автопарк № 6 "Спецтранс" Сергей Глухов относится к идее единого регоператора позитивно.
- Если город, область и бизнес создадут некий консорциум, это будет хорошо. Говорилось ведь о создании новой структуры, - считает бизнесмен, но добавляет, что пока не до того: "Мы попали в региональный список системообразующих компаний, но помощи не получили".
Что касается участия в конкурсе на вывоз с МПБО-2, собеседник сообщил: "Пока не понимаем, что там складировано. Как изучим, будем принимать решение".
Гендиректор ещё одного крупного перевозчика "Петро-Васт" Анна Саламатова выразилась изящно.
- Петербург и Ленобласть настолько же близки, насколько не похожи инфраструктурно. Для того, чтобы реализовать идею о едином операторе, необходимо филигранное мастерство, - считает собеседница.
По поводу участия на перевозку отходов из Янино Саламатова ответила в канве коллег по отрасли: "Изучаем конкурсную документацию. Думаем".
Владелец "Автопарка №1 "Спецтранс" Анатолий Язев дипломатичен. Он считает, что идея правильная, но монополии быть не должно.
- Безусловно, надо объединять усилия. Это может быть некий наблюдательный совет с полномочиями. Но конкурсная составляющая у претендентов должна быть, как и постоянные правила игры. Неплохо было бы вспомнить о соглашении между городом и областью. Да, оно рамочное, но можно же его конкретизировать, - отмечает Язев, добавляя по конкурсу МПБО-2: "Посмотрим на условия".
Если же о разговорах в Смольном, есть мнение, что к инициации конкурса может иметь отношение замполпреда Вадим Потомский. Он исторически не последняя фигура в этой отрасли. Потомский в разговоре с 47news коротко сообщил, что в полпредстве неоднократно проводились совещание по поводу МПБО-2.
- Судите сами, проблема с вывозом 40 тысяч тонн не решается. И это не такой большой объём. А создание единого оператора - планка уровня в тысячу раз выше, - прокомментировал Потомский.
Если об идее в целом, то задачка взаимодействия решаемая. Примером может служить Москва и Московская область. Связка Собянин-Воробьёв вполне эффективная. Ресурс же политической воли в Петербурге и Ленобласти кратно ниже.
Виктор Смирнов,
47news