Александр Бастрыкин публично уволил районного руководителя СК Ленобласти. Заодно снес и следователя обыкновенного. Вот так повернулось дело о гибели ребенка под Бабой Ягой. Областной Следком в тихом ужасе - ведь рассчитывали на обратное.     

В минувшую пятницу, 31 августа, в Петербурге председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин провёл в здании СК Петербурга приём граждан и выслушал доклады о ходе расследования резонансных уголовных дел и жалобы на своих подчинённых от родственников потерпевших по этим делам. Естественно, там же были руководитель Следственного комитета Петербурга генерал-лейтенант Александр Клаус и руководитель Следкома Ленобласти Павел Выменец, а также руководители тех районных следственных отделов, которые упоминались в жалобах. Конечно, мероприятие не выглядело спонтанно. 47news, например, известно, что матери погибшего 13-летнего Руслана Иванова за несколько дней до приезда Бастрыкина звонили из областного СК и даже присылали машину, но она не смогла приехать.

Когда пришла очередь докладывать Павлу Выменцу, он начал с уголовного дела о гибели  восьмилетнего жителя Нижнего Тагила. 23 июня на аллее "Лукоморье" туристической деревни Мандроги в Подпорожском районе на ребенка упала деревянная скульптура Бабы Яги. Было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 238 УК - "Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть человека".

По словам собеседников в окружении Выменца, в доклад вкладывался исключительно позитивный смысл: дело возбуждено в кратчайшие сроки, проведены экспертизы, директору компании, управляющей парком, предъявлено обвинение, а 23 сентября расследованное уголовное дело планировалось передать на утверждение прокурору для передачи в суд - то есть ровно через три месяца после возбуждения.

Но когда руководитель областного Следкома закончил доклад, последовала не та реакция, какая ожидалась. Говорят, Александр Иванович стал задавать странные вопросы. Например, есть ли у компании лицензия на туристическую деятельность. Или - почему гендиректор фигурирует в деле как управляющая. В этот момент выглядеть все стало, будто следствие упустило ключевые моменты. По словам собеседников в областном СК, эти вопросы для расследования были вообще второстепенны.

Тем, кто знаком со стереотипом поведения Бастрыкина, доходчиво известно, как он умеет быстро и за короткий срок накрутить себя до точки кипения. И 31 августа его монолог закончился требованием положить на стол удостоверение руководителя Лодейнопольского межрайонного следственного отдела Александра Васильева, в чью компетенцию входит Подпорожский район. То же самое Бастрыкин потребовал и от следователя, расследующего дело. Здесь стоит заметить — непонятная порка была в присутствии пожаловавшихся. На минуточку, Васильеву - 35 лет и 10 из них он отдал службе в Следкоме.

Как рассказывают коллеги Павла Выменца, "казненные" опешили от такого разворота. Это, в целом, понятно. Конечно, никто и не думал, что Бастрыкин скажет "молодцы" - так не принято. Но на что-то вроде "так держать" искренне рассчитывали.

Официально претензия была оформлена на сайте Следственного комитета России официальным представителем ведомства Светланой Петренко и звучит она так:

"О трагическом случае гибели ребенка рассказал житель Петербурга. Следователями было возбуждено уголовное дело. Вместе с тем, заявителя тревожил ход расследования и отсутствие должного результата. Ознакомившись с материалами этого уголовного дела, председатель СК России оценил проделанную работу как неудовлетворительную и поручил незамедлительно передать дело для дальнейшего расследования в центральный аппарат ведомства".  

Павел Выменец был назначен и.о. руководителя областного СК в конце мая. До этого он занимал должность замруководителя Северо-Западного следственного управления на транспорте СК. Новые подчинённые прозвали его Павлом Вторым, поскольку предыдущим их руководителем был Павел Камчатный. С тех пор СК Ленобласти как минимум два раза попадал в спорные ситуации. Так, ФСБ имело свою точку зрения на историю с адвокатом, пронёсшем в изолятор наркотики. Также депутат областного ЗакСа Андрей Лебедев не был согласен со скоростью расследования уголовного дела о гибели 13-летнего мальчика в Кировском районе Ленобласти. Подчеркнём, в истории с Бабой Ягой всё было ровно наоборот.

47news вспомнил в связи с этим аналогичный всплеск эмоций Александра Бастрыкина после заслушивания результатов расследования гибели семилетнего ребёнка в аквапарке "Вотервиль" на Васильевском острове в 2012 году. Бастрыкин тогда не только дал категорически наступательные указания в отношении служащих заведения и владельцев. Начальник СК Василеостровского района Ибрагимов был также демонстративно при всех уволен после того, как на совещании попытался объяснить, что в гибели ребенка больше виновата мать, чем работники. Бастрыкин решил так: "Сердца у вас нет". Все тогда понимали, что претензия необоснованна. Ибрагимова еле пристроили в прокуратуру одного из районов Петербурга.   

По мнению 47news, безжалостность к подчинённым влечёт как минимум два последствия. Одно - политическое. Когда на глазах публики распинают определённого быть виноватым, зрителям это нравится, а коллегам это внушает ужас. Конечно, шевелятся по поводу и без они после этого быстрее. Но страх одновременно парализует. Кстати, те, кто знает Бастрыкина лично, категорически не рекомендуют расслабляться даже при добрых отношениях с ним. Так, в случае с Павлом Выменцом - мы уже писали, что его отец работал вместе с Бастрыкиным, и считалось, что у Выменца с тылом все неплохо.   

 

Виктор Смирнов,
47news