Через пять месяцев после гибели школьника от удара током на подстанции в Кировском районе следствию все еще непросто найти виновного. Так появился запрос депутата к прокурору Ленобласти Маркову. 47news узнал ответственного и помолчал с главой Следкома Выменцом.   

Депутат Законодательного собрания Ленобласти Андрей Лебедев 24 августа обратился к прокурору региона Борису Маркову и руководителю областного Следкома Павлу Выменцу. Он просит проверить Следственный комитет Кировского района, где расследуют уголовное  дело, возбуждённое после гибели 13-летнего Руслана Иванов весной нынешнего года. Пока сроки постоянно переносятся, а в деле нет внятных результатов.

Дело возбуждено 26 марта по части второй статьи 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (преступление небольшой степени тяжести - ред.). Исходя из материалов, в период с 18:45 до 19:40 минут 24 марта через незапертую дверь Руслан заглянул в трансформаторную подстанцию № 417, расположенную на 43 километре дороги "Петербург — Кировск" в посёлке Павлово. От удара током подросток скончался на месте. Тело брата вытаскивала из трансформаторной будки его 16-летняя сестра. Помогали товарищи. Попытки сделать искусственное дыхание не помогли. Когда прибыла "скорая", подросток был мёртв.  

Фото: Фотографии сделаны на следующее утро после трагедии, 25 марта. Друзья принесли цветы на место гибели Руслана.

По словам матери Руслана Марины Ивановой последний раз она видела сына живым за пять часов до его гибели.  

- Дети заходили ко мне на работу около часа дня и отпросились съездить посмотреть кино в Петербург. Но, как выяснилось позже, друзья позвали их гулять. Когда дочь позвонила, я поверить не могла в то, что она мне сказала, - рассказывает Марина, добавляя, так как будто он и сейчас живой, что сын рос здоровым, — В седьмом классе он и уже ростом 170 сантиметров, представляете?

А потом вдруг вспоминает: "Похоронили его в Молодцово".    

Судьба Марину уже била наотмашь. Десять лет назад погиб отец её детей. "Он разбился на кольцевой, въехал в стоящую фуру. Никаких знаков грузовик не выставил. Мой был в машине один", -  вспомнила Марина. Сегодня ей 38 лет, она одна воспитывает дочь, работает на Кировском рынке. "Ой, у меня же день рождения недавно был", - спохватывается она, когда 47news справляется об её возрасте.

На вопросы о следствии собеседница вздыхает. "Меня после смерти Руслана даже в Следственный комитет не вызвали. Я уже сама пошла через несколько дней. А потом всё превратилось в какую-то петлю. Я пишу жалобу, и меня приглашают поговорить. И так раз за разом. Сначала одна следователь, потом вторая. Всё без толку", - с понятной усталостью говорит мать погибшего мальчика.  

Подстанция, на которой погиб Руслан, принадлежит государственному предприятию Ленинградской области "Кировское дорожное ремонтно-строительное управление". Основной вид работы предприятия - деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей. Оборот в 2017 году составил 72 млн рублей, а прибыль - 750 тысяч рублей. Учредители — комитет по дорожному хозяйству правительста Ленобласти и Леноблкомимущество.   

Исполняющий обязанности директора предприятия Виталий Осипович против разговора не возражал.

- Дверь на подстанцию была открыта? - спросил 47news.
- По моей информации - закрыта, - ответил Осипович.
- Кто отвечает за безопасность объектов?
- Инженер-энергетик Анатолий Абрамов, но я, конечно, ответственности с себя не снимаю. Хотя, когда это случилось, я всего неделю был в должности. Мы собрали часть денег на похороны, с матерью я говорил. Наши двери для неё всегда открыты. У меня самого в 2002 году брат погиб, я знаю, каково это.  
- И что вы думаете, в тот день произошло?
- Дужка замка была сбита, а рядом лежал огнетушитель, но следствие сказало, что им не сбивали.
- Замок нашли?
- Нет. Но там снег был, а может его выкинули. В любом случае, мы все на предприятии переживали очень эту трагедию, - ответил собеседник.  

По словам адвоката Марины Ивановой Владимира Жиленко, достоверно известно, что по уголовному делу все необходимые экспертизы проведены еще до начала июля.

- Однако обвинение должностным лицам не предъявлено, мера пресечения не избрана. Следствие умышленно допускает откровенную волокиту по делу. Основная цель, по моему мнению, не привлечение виновных к уголовной ответственности, а прекращение производства по делу за истечением сроков давности, - считает защитник, добавляя, что следователь пытается назначить судебную экспертизу по должностным обязанностям руководства "Кировского ДРСУ". - Но это нонсенс. Экспертиза назначается, когда требуется проведение исследования с использованием специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле. Для определения круга ответственных должностных лиц такие знания точно не нужны, - считает адвокат.   

Защита также указывает на то, что следствие нарушило процессуальные сроки признания матери и сестры погибшего подростка потерпевшими по делу.  

Руководитель следственного отдела СК Ленобласти по Кировскому району Анна Бантова трубку не сняла. Впрочем, с тех пор, как её перевели на эту должность из Всеволожского района, она стала, говорят, совсем нелюдимой.  Следователь Олеся Горальская, которая первая взялась за работу по делу, когда услышала вопросы, неожиданно застеснялась и сообщила, что дело сейчас не у неё. Нынешний следователь Ирина Батурина, продлявшая раз за разом сроки расследования, была недоступна для комментариев.

Исполняющий обязанности руководителя Следственного комитета Ленобласти Павел Выменец сначала не выразил желания общаться, но всё же выслушал суть. На реплику 47news, что не надо быть Александром Бастрыкиным, для того, чтобы отреагировать на такую ситуацию, он не ответил.

По словам тёти Руслана Елены, три дня назад она была на месте гибели племянника. "Всё то же самое, только забором дырявым обнесли".

- Вот случилась "Зимняя вишня". Из-за халатности погибли дети и взрослые. Шум на всю страну. И сразу экспертизы, аресты, следственная машина работает, расследование идёт. Но здесь-то - то же самое. Только пострадала никому не заметная женщина. Вот и весь секрет, - считает депутат Андрей Лебедев.

"Если процессуально, поскольку помещение принадлежит госпредприятию, то "деятельность должностных лиц из числа сотрудников также может содержать признаки состава преступления предусмотренного частью второй статьи 293 УК РФ — халатность, повлекшая смерть человека", - пишет в своём обращении Лебедев.

Виктор Смирнов,
47news