Атака на российский бомбардировщик, террор в Париже, крушение лайнера над Египтом, присоединение Крыма ставит мир в зависимость от случая и эмоций. Один из ведущих арабистов России Зеленев создал для читателей Ленобласти научный сериал. Смотрите в нем удивительные аналогии.

Если у вас есть время, все же перед этим текстом лучше пролистать предыдущие серии: первую, вторую, третью, четвертую, пятую и шестую.

РАЗРУШИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ

Для России Крымская (Восточная) война была "странной", то есть возникшей из сплетения полуслучайных на первый взгляд обстоятельств. Это позволяет заключить, что она лишь внешне казалась возникшей спонтанно. А на самом деле в ее основе лежал феномен "геополитической ловушки", когда политического игрока подталкивают к цели, на первый взгляд внешне заманчивой и реализуемой, которая впоследствии оказывается недостижимой или избыточно затратной. Я имею ввиду огромные средства, которые Россия потратила на ведение боевых действий и обустройство послевоенного пространства.

Крымская война в некотором смысле является мировой, хотя бы по числу участников, поэтому как у любого масштабного явления у нее нет одной общепринятой причины, а участников объединяет не общий интерес, а общий противник, а с переходом к военной фазе - общий враг.

Особенностью Крымской войны является утрата какой-либо одной державой-участником контроля над ходом событий, и переход от фазы управляемого конфликта к фазе конфликта самоуправляемого, когда логика коллективной конфронтации побеждает логику её целесообразности с позиции каждого отдельного участника. Результатом стали необычайно большие для конфликтов такого масштаба потери обеих сторон, которых в стадии управляемого противостояния обычно удается избежать.

Войны подобного масштаба обычно приходятся на переходные фазисы истории, например, на период перехода от этапа политической стабильности к политической неопределенности и разобщенности либо наоборот, они завершают период политической неопределенности и обеспечивает переход к стабильности, где царствует основополагающий принцип – статус-кво. Крымская война имела отношение к фазисам первого типа: она разрушала международную политическую стабильность – Венскую систему, и открывала путь политической неопределенности. Точкой невозврата стал ввод в Черное море (в нарушении Лондонской конвенции о проливах 1841 года) англо-французской эскадры и начало ее совместных действий с османской, точнее, с турецко-египетской эскадрой против российского флота.

Прямое военное соприкосновение России с Англией и Францией в Черном море стало окном, открыв которое, мир изменился, война перешла в геополитическую стадию – войну за территории и морские пространства, для которой время не играет решающей роли: его тратят столько, сколько необходимо для решения военных задач, а платой выступают человеческие жизни.

Наряду с геополитическим в Крымскую войну как никогда прежде проявился принципиально новый смысл войны – хронокультурный, когда война велась не за пространство, а, если так можно выразиться, за время. Важнейшее значение приобретает фактор времени, затраченного на войну, поскольку параллельно с войной шли некие политические, экономические, социальные и культурные процессы, для завершения которых фактор времени становится первостепенным. Самый простой пример: для нормального развития плода и рождения ребенка необходимо 9 месяцев. Увеличение количества женщин не может уменьшить время, необходимое для рождения здорового младенца. Вот суть принципа хронокультуры – одного из неуловимых секретов Крымской войны.

Для Египта с 50 тысячами солдат и офицеров, участвовавших в боях, Крымская война имела исключительно хронокультурный смысл – она давала время решить другие проблемы. Поэтому курьезное отсутствие упоминания о Египте где бы то ни было в источниках и исследованиях среди участников войны, более того ошибочное применение слова "турок" к войскам, которые состояли из их злейших политических противников египтян, есть признак хронокультурного, а не геополитического смысла войны по крайней мере для Египта.

ВРЕМЯ ВМЕСТО ПРОСТРАНСТВА

Понятие "хронокультура" - это неологизм, который характеризует затраты времени для образования тех или иных искусственных форм, в том числе и впечатлений, и социально обусловленных моделей поведения людей и социумов.

Хронокультурный подход старается не замечать пространственного ландшафта, особенно если он в культурном отношении неоднороден или несет идею культурной альтернативы. Хронокультура – феномен целеустремленный.

Вводя понятие хронокультуры, мы сознательно допускаем его в качестве смысловой оппозиции геокультуре с ее элементами геополитики, геоэкономики и иными компонентами, увязанными с пространством.

Бинарная оппозиция "хронокультура-геокультура" рождает особую оценочную шкалу, которая ставит вопрос о культурном состоянии современного мира. Полюс хронокультуры символизирует универсальные ценности, восходящие преимущественно к западному культурному развитию с его акцентом на духовную независимость личности и модернизацию общества. Полюс геокультуры, напротив, указывает на сохранение локального культурного разнообразия, культ консервативных ценностей.

Смысл Крымской войны раскрывается одновременно и в терминах геокультуры, и в терминах хронокультуры, но последние применимы к Крымской войне в невиданном прежде масштабе.

Извините, что так долго говорил, но короче вышло бы вульгарно.

Евгений Зеленев, востоковед, профессор петербургского филиала Высшей школы экономики. Специально для 47news