47news поговорил с жителем Тихвина, чья семья оказалась в эпицентре стихии в Карелии. Машину и дом смыло, - от воды убегали, уворачиваясь от бревен.
Семья жителя Тихвина Игоря Гутора 7 августа вынуждена была обратиться в больницу. Они - одни из тех, кто спасался 29 июля от прорыва дамбы Беломорско-Балтийского канала (ББК) в Карелии. Короткое северное лето они проводили в доме родителей в поселке при 11-м шлюзе канала.
- Приехали погостить еще 25 июля, съездили на Белое море. Думали остаться переночевать у родственников жены, но все-таки решили поехать в дом, где мама проводит каждое лето. Вот и переночевали, - рассказал 47news Игорь.
Ранним утром 29 июля всех домашних разбудил сильный грохот. В доме 43-летний Игорь с женой, 15-летний сын, дочка 10 лет, на втором этаже – мама-пенсионерка.
- Примерно в 6:20 открыл глаза, подумал - трактор работает. Вроде ничего страшного, вроде понедельник, может запланированы какие-то работы. Но практически сразу дом затрясся. Мама спускается со второго этажа: "Нас топит!" Тут же все повыскакивали на улицу, кто в чем был, я - прямо в белье, на руках дочь, - говорит Игорь. - С одной стороны дома вода была уже по крышу.
Фото и видео в материале предоставлены собеседником 47news
Первым делом попытались прыгнуть в припаркованный у дома Nissan Qashqai, но он не завелся. Тогда все вместе стали забираться на возвышенность. Через несколько минут машину снесло волной.
- Всего унесло пять машин, намыло стену песка высотой метра три. Не факт, что удастся ее вообще найти, - говорит Игорь. - Мы тем временем по скалам, по полям, спотыкаясь, забирались выше. Я еще в детстве думал, как эвакуироваться, если прорвет дамбу. Из поселка две дороги, обе практически сразу размыло. Если бы ехали на машине, наверняка бы не выбрались. По дороге бежим, на нас несутся бревна, доски, одна попала в ногу. Она распухла потом, как трехлитровая банка.
Выше по горе - дом знакомых. Глава семьи рукой разбил стеклопакет, и все вместе стали карабкаться на чердак - с расчетом, что вода туда не доберется.
- Потолок на втором этаже разбил металлическим прутом, а за ним - доски. Их кое-как разобрал. С собой на чердак тащили матрас с двуспальной кровати - на случай, если вода все-таки подойдет, думали сплавляться. Времени думать особенно не было, забег у нас занял чуть больше 10 минут, - вспоминает Игорь. - Вокруг стоял шум ужасный, вроде мы забрались в укрытие, смотрю, а мама бежит обратно к дому - забирать документы. Вода уже обступала дом, она забралась на крышу. Когда стихия отошла, ее сняли.
Вода, рассказывает Игорь, отступила так же быстро, как подошла. Когда успокоилось, стали снимать последствия. Снесло часть крупного двухэтажного дома на две семьи, с чердаком и балконом. За соседней стеной, добавил он, погибла соседка-пенсионерка: стена воды заблокировала дверь, ей было не выбраться.
- В соседнем доме была компания - человек восемь, тоже в гости приехали. Они что-то замешкались, выбрались на крышу и в итоге прыгнули в поток воды. Их сносило стремительно, а там все вместе с ними - доски, двери, бревна, - продолжает тихвинец.
Официально сообщалось о троих погибших в те дни: женщине и двоих мужчинах. Один из них - машинист экскаватора, что стоял ближе всего к дамбе. Известно о десятке пострадавших, трое госпитализированы.
- Когда спасатели добрались, вода уже начала отходить. Да оно и понятно... Дороги размыло в хлам, "Уралы" застревали. Я в чем был уехал в больницу зашивать руку - сильно порезал, когда ударил по стеклу. Воду привезли к обеду, на следующий день уже приехали волонтеры, - рассказал 47news Игорь.
По информации комитета Карелии по безопасности, к трем часам дня уровень воды в реке Нижний Выг поднялся до 195 сантиметров (неблагоприятной отметкой считаются 190 см). Регулирование сброса воды взял на себя шлюз №12 при Палокоргской ГЭС, сброс воды снизили до 200 кубов, на Выгостровской ГЭС также сократили сбор на 60 кубов. СК возбудил уголовное дело.
- Дочь нужно вести к психологу, у нее по ночам случается паника: просыпается, плачет. Мы же ее подняли рано, ничего толком объяснить не успели, - продолжает Игорь, добавив, что в больницу едут для сдачи анализов на кишечную палочку и гепатит (направления получили все хлебнувшие воды при прорыве дамбы).
Губернатор Карелии Артур Парфенчиков сообщил о выплатах семьям погибших в миллион рублей, пострадавшим - от 100 до 500 тысяч в зависимости от тяжести травм. Потерявшим имущество обещают от 50 до 100 тысяч рублей.
- Думали уже, будете ремонтировать или строить дом заново? - спросил 47news собеседника.
- А там ничего уже нет, одна скала. У нас уцелела только стена, где висели фотографии отца, и сумка жены с кольцами из Тихвинского монастыря. Машину жалко: живем под Тихвином, нужно добираться до работы и детей возить в школу. Документы на дом и участок сохранились. Но, судя по разговорам, восстановить ничего и не разрешат. Уже раздаются вопросы, как дома оказались на берегу реки. А возводили их для сотрудников того же Беломорканала.