Пока Кремль пересаживает чиновников на "Лады", госсектор Ленинградской области выбирает непростые кроссоверы из Китая. А почему бы и нет - разрешает Москва.
Комитет Госзаказа Ленобласти 22 августа начал закупку новых автомобилей для правительственного автопарка. Начальная цена - 13,23 млн рублей. В аукционной документации указано, что это три машины модели Geely Monjaro от китайского производителя "Джили". Они должны поступить заказчику - ГБУ "Автобаза правительства Ленобласти" - через 10 дней после заключения контракта. Заявки принимаются до 31 августа.
Geely Monjaro - премиальная и наиболее дорогая модель "Джили". Цены на 23 августа - от 4,6 млн рублей. Как следует из описания у дилеров, это просторный полноприводный кроссовер с двигателем в 238 лошадей, разгоном до 100 км за 7,7 секунды. Отметим, что ряд моделей "Джили" собирают в Белоруссии (Atkas Pro, Coolray, Tugella), но не Monjaro - это чистокровные "китайцы".
На закупку товара иностранного производства Ленобласти выдано разрешение Минпромторга. И если кто-то вспомнит слова президента, что "все чиновники страны должны ездить на отечественных автомобилях" и "где-то будет поскромнее, чем раньше", то они были сказаны 3 августа. Разрешение же Минпромторга на закупку чужеземных кроссоверов область получила 3 июля (заявку подала еще раньше, 25 мая). В документе министерства указана и дозволенная цена - 4,85 млн рублей за единицу. Так что может хватить и на люксовую комплектацию.
Кроме того, как считают эксперты, аналогов европейскому "премиуму" в России все равно пока не производят. Получается, следовать посылу лидера, если не ориентироваться "на скромнее", не получится.
- Кроме Китая других вариантов-то и нет. Хотя насколько они близки к премиальным европейским, к которым могли привыкнуть топовые чиновники, пока сложно сказать, - считает эксперт аналитического агентства "Автостат" Азат Тимерханов.
- А "китайцы", которых теперь собирают в России? - поинтересовался 47news.
- Это далеко не премиум, хотя для региональных чиновников подойдут вполне, - уверен эксперт.
Например, "Москвич 3" собирают в Москве на бывшем предприятии Renault или "Хавейл" в Тульской области. К выпуску на экс-заводе Nissan в Петербурге уже готовится тоже "китайская" "Лада X-Cross 5". Цены на все эти модели начинаются от двух миллионов. К слову, это тоже кроссоверы.
Эксперт в транспортной отрасли Алексей Тузов в разговоре с 47news отметил, что среди представителей российского автопрома достойную конкуренцию китайским автомобилям премиум-класса пока составляет только отечественный бренд Aurus, который реализует седаны и лимузины Senat (именно на таком ездит Владимир Путин), а также внедорожники Komendant. Но на 2024 год АвтоВАЗ анонсировал старт продаж седана бизнес-класса Lada Aura, так что скоро госслужащим будет, из чего выбрать.
- А как с обслуживанием?
- По опыту китайских автомобилей, которые давно в России, у новых автоконцернов тоже не должно возникнуть проблем с поставками комплектующих и расходников, - отметил Тузов.
Эксперт отрасли Виталий Новиков в разговоре с 47news в непогрешимости китайского автопрома все-таки усомнился и напомнил, как с российскими автовладельцами совсем недавно поступили европейские производители. Как раз те, которых раньше привечали, в том числе, и чиновники Ленобласти.
"В Европе всем сервисным операторам производители обязаны давать подробные инструкции, как обслуживать их машины. Иначе их просто не дадут продавать. В России такого нет, и где гарантии, что ныне дружественный Китай спустя время не поведет себя так же, как БМВ и "Мерседес"? Мы для китайского автопрома уже важны, пора формировать условия", - уверен Новиков.
Выяснить, кто поедет на китайском "премиуме", на момент выхода публикации не удалось - автобаза областного правительства от комментариев отказалась. Но, судя по госзакупкам, престижные Monjaro там будут не первыми. В июле там закупили два китайских автомобиля модели GWM TANK 500 стоимостью более 6 миллионов каждый. В апреле в автопарк прорвался внедорожник Chevrolet Tahoe за 12 млн рублей производства США. И тоже с разрешения Минпромторга.