ЗакС Ленобласти тоже получит право скрывать от окружающих, кто из депутатов и что имеет. Сами они против, но есть деликатный момент с арестованным коллегой.

Депутаты Законодательного Собрания Ленинградской области тоже смогут не публиковать свои декларации, как их коллеги из Мариинского дворца и Государственной думы. Соответствующий законопроект, вносящий изменения в статус депутата регионального парламента внёс спикер Сергей Бебенин.

В соответствии с новым порядком, утверждает председатель ЗакСа, правки коснутся только тех народных избранников, кто не получает зарплату за свою деятельность. Теперь они должны предоставлять сведения о доходах только в начале депутатской деятельности, а также в том случае, если совершили сделку, сумма по которой превышает доход его и супруги (супруга) за три года. Если же таких сделок не было, народные избранники должны сообщить об этом в специальную комиссию. Там перепроверят и подтвердят, так ли это.

Остальным тоже будет проще. Сами по себе декларации они подавать будут, однако, на сайте парламента информация появится в неком усечённом виде. "Представленные сведения подлежат размещению на сайтах в обобщенном виде без указания их персональных данных и данных, позволяющих индивидуализировать имущество, принадлежащее депутатам", - звучит это так. Ну и, по традиции, исключены положения о порядке предоставления СМИ этих самых деклараций.

В связи со всем этим ещё и меняют областное законодательство в части наказания за неверно заполненную или вообще несданную декларацию. Раньше этот пункт был весьма важным условием, и в прямом смысле слова за неправильно проставленную запятую депутата можно было лишить мандата. Правда, непосредственно в Ленобласти этим инструментом никогда не пользовались, хоть прокуратура исправно и находила соответствующие нарушения. Их рассматривала комиссия ЗакСа и ничего не делала. Теперь и искать, собственно, не надо.

Впрочем, кое-какие лазейки у контрольных органов всё же остаются. Если захотеть, можно направить в парламент информацию о несоответствии реальных активов парламентариев и того, что указано в декларации. Правда, непонятно, как это можно будет делать, основываясь на публичную информацию, ведь, как было сказано выше, теперь из неё ничего толком и не поймёшь.

Из любопытного. Особо прописано в законодательстве, что основанием для досрочного прекращения полномочий депутата является отсутствие без уважительных причин на всех заседаниях ЗакСа в течение шести месяцев подряд. С учётом того, что под домашним арестом находится единоросс Даниил Федичев, его коллегам предстоит решить, насколько уважительной можно считать такую причину.

Заметим: скорее всего, нововведение не особо повлияет на восприятие информации о своих представителях тем же населением. Хотя бы потому, что на самом деле даже тот вид деклараций, что есть сегодня, не даёт представления об имуществе, кроме общих вводных. Так, в публичном доступе есть данные о том, к какому типу относится объект недвижимости. Это может быть дом, квартира, земельный участок, парковочное место. Или — автомобиль, прицеп, моторная лодка, мотоцикл, если речь о движимом имуществе. К этому прилагается метраж, страна расположения, ну и марка, если речь о технике.

Показателями ценности актива, как известно, являются не только его технические характеристики, но и место расположения. Где находится квартира, к примеру, площадью 100 квадратных метров: в центре Петербурга или Бокситогорска? Как выглядит загородный дом площадью 350 квадратов — с высокими окнами, соснами в качестве пейзажа или это бабушкино наследство в садоводстве?

Вот, к примеру, инициатор правок Сергей Бебенин ездит на BMW, а его жена на Lexus. Судя по моделям, новые вместе они стоят от 11 миллионов, другой вопрос, какой у машин пробег и какого они года выпуска. Или вот: супруга Бебенина показала наличие прав на землю площадью 36,6 Га, но где-то она владеет единолично, а где-то - в долевой собственности. Как считать ценность актива, по этим показателям тоже непонятно.

Тем не менее, некоторые опрошенные депутаты пообещали, что не будут пользоваться новыми положениями и продолжат выкладывать сведения о своих доходах. Так, неполучающий зарплату коммунист Вадим Будеев сообщил 47news, что ему нечего бояться: зарубежных счетов или домов нет, и своей открытостью надеется показать пример остальным. И эсер Анна Хмелёва, которая тоже отказалась от зарплаты в ЗакСе, заверила, что будет продолжать вывешить декларацию.

По декларациям обычно у депутатов (да и у чиновников) не так густо активов и зарплаты. Другое дело, что в парламент приходят взрослые люди, и если захотели что-то скрыть, смогли придумать, как это сделать, уже давно.