ФСБ России настаивает на немедленном запрете компании Meta в России (Facebook, Instagram, WhatsApp). Об этом в Тверском районном суде Москвы 21 марта заявил представитель ведомства Александра Бортникова.

"Деятельность организации Meta направлена против России и ее Вооруженных сил. Просим запретить деятельность Мета и обязать исполнить это решение немедленно", - цитирует в понедельник "Интерфакс" представителя ФСБ Игоря Ковалевского.

Ранее суд отказал представителям Meta Platforms Inc в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по делу, несмотря на то, что юрист, представляющая в российском суде интересы американского IT-гиганта, напомнила: суды в РФ могут рассматривать дела в отношении иностранных компаний, только если организация-ответчик находится на территории РФ.

Представитель Генпрокуратуры (именно это ведомство 11 марта вышло с иском в суд о признании Meta "экстремистской организацией"), заявила в суде 21 марта, что признание компании Цукерберга запрещённой в России не скажется на пользователях мессенджера Meta – WhatsApp.

"Исковые требования о запрете деятельности о реализации продуктов, а именно соцсетей Facebook и Instagram по основаниям осуществления экстремистской деятельности на территории РФ поддерживаем, в отношении Whatsapp такие меры не принимаются", - цитирует "Интерфакс" подчинённую Игоря Краснова. Что касается использования рядовыми гражданами продуктов Meta после запрещения IT-гиганта в РФ, то проблем возникнуть "не должно", считают в Генпрокуратуре.

"Использование данных программных продуктов третьими лицами, не в целях совершения действий экстремистского или террористического характера, не должны расцениваться в качестве участия физических или юридических лиц в экстремисткой деятельности компании Meta", - добавила прокурор.

Прокурор, действительно, вправе "отсечь" WhatsApp от признания "экстремистским". И суд не вправе выйти за пределы исковых требований, - комментирует деление Генпрокуратурой различных продуктов Meta на те, которые должны быть убиты и те, которые могут остаться жить, юрист, экс-член Совета по правам человека при президенте РФ Павел Чиков.

"Однако безопасность пользователей Facebook и Instagram в случае признания Meta экстремистской организацией ни прокуратура, ни суд гарантировать не могут! Если пользование запрещенными соцсетями еще можно не криминализировать — разослав соответствующие методички товарищам майорам по стране, то с другими рисками сложнее. Любая публичная демонстрация символики — на сайте, на дверях магазина и кафе, на автомобиле, в соцсетях, на постерах, визитках — будет основанием для привлечения к административной ответственности вплоть до 15 суток ареста (статья 20.3 КоАП РФ). Заказ рекламы в обоих социальных сетях, либо торговля акциями Meta, могут квалифицироваться как финансирование экстремистской деятельности — это уголовная ответственность (статья 282.3 УК РФ)", - предупреждает Чиков в своём telegram-канале.

Одним из поводов для иска о признании Meta "экстремистской организацией" стало временное снятие соцсетями Цукерберга запрета на публикации с призывами к насилию над военнослужащими РФ и другими гражданами. Этот запрет был возвращён, пояснили сегодня в суде представители Meta.

Роскомнадзор блокирует Facebook с 4 марта , а Instagram c 14 марта. Российские государственные информационные агентства отмечали, что на фоне борьбе государства с иностранными IT-компаниями и их продуктами в российских соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники" фиксируется значительный прирост аудитории.

Роскомнадзор в настоящее время продолжает публичную дискуссию с YouTube, добиваясь восстановления доступа к аккаунтам российских госмедиа. 18 марта "РИА Новости" заявили, что блокировка видеохостинга от компании Google состоится "до конца следующей недели". 19 марта Роскомнадзор напомнил YouTube о "предусмотренных законодательством мерах технологического воздействия в отношении интернет-платформ".

Проблемы у иностранных соцсетей и других популярных сервисов возникли на фоне начала Москвой военной спецоперации на Украине, которая продолжается уже 26-й день. По данным ООН за это время погибли уже более 900 гражданских лиц, а 10 миллионов украинцев были вынуждены покинуть свои дома.