Коммерсант с тягой к преувеличению пожаловался прокуратуре на полицейских - мол, никак не хотят искать украденное. В суде же увидели: майор и подполковник спасали купца от круглого штрафа.
Выборгская прокуратура 24 декабря внесла свое представление на приговор городского суда. Надзор недоволен решением судьи Алексея Сильченко, кто 15 декабря оправдал майора, старшего оперуполномоченного 101 отдела полиции Выборгского района Ленобласти Кручинина и его старшего коллегу, подполковника полиции Орлова. Следственный отдел СК Выборга вменял обоим превышение должностных полномочий, а государственный обвинитель просил по году колонии для каждого.
- Сам документ еще не видел, но, естественно, прокуроры будут протестовать, потому что были инициаторами всего этого, - прокомментировал защитник товарища майора Кирилл Бушуров.
Уголовное дело в отношении сотрудников возбуждено в апреле 2020-го после другого происшествия. В сентябре 2019 года в дежурную часть 101 отдела полиции поступил сигнал о краже из магазина в поселке Советский - там по документам торгуют сувенирами, игрушками и прочей безобидностью. По телефону индивидуальный предприниматель сообщил, что из кассы испарилось около пяти тысяч рублей наличными, а вместе с ними - золотая цепочка стоимостью в 150 тысяч рублей. Опрашивал потерпевшего старший оперуполномоченный Кручинин. Слово за слово, предъявите документы. Выяснилось, что драгоценностями коммерсант торговал без лицензии. Работу таких продавцов регулирует Федеральная пробирная палата. Отсутствие разрешения - повод назначить предпринимателю административный штраф от 80 до 100 тысяч рублей. Сотрудник доходчиво объяснил бизнесмену, что ему же выйдет дороже.
- Полицейские оформили запросы в пробирную палату, коллегам из экономической полиции. Получили данные, что предприниматель на тот момент торговать ювелирными изделиями не мог. В итоге он ничего не стал писать про это золото. А через полтора месяца получил лицензию, встал на учет и добросовестно пошел в прокуратуру. Там заявил, что якобы под угрозами и моральным давлением полицейских был вынужден не указывать пропавшую цепочку, - объяснил защитник Бушуров.
В возбуждении уголовного дела о краже наличных из ларька в итоге было отказано. Согласно внутренним приказам, о решении нужно доложить выше по иерархии. Старший оперуполномоченный выполнил инструкцию и сообщил старшему по званию - подполковнику полиции Орлову. Он дежурил в статусе ответственного от руководства и за компанию стал вторым подозреваемым.
- Действовали они по приказу, а следствие вменило им преступный сговор. Как будто они хотели скрыть кражу золотой цепочки, чтобы исправить показатели. А они, наоборот, объяснили, что сообщение о краже драгоценности зафиксировано по телефону, занесено в книгу учета совершенных преступлений. Выходило, что нужно либо вообще не писать заявление, либо заявлять обо всех обстоятельствах и прикладывать документы, - сообщил 47news адвокат Кирилл Бушуров.
Из-за возбуждения уголовного дела майор Кручинин в октябре 2020 года уволен из органов. По словам защитника, решение обжаловал в параллельном гражданском процессе, через год восстановился. У подполковника Орлова внутренняя проверка нарушений не выявила, он продолжил служить. Защитники обоих настаивали, что умысла у подопечных не было, а суду предъявили съемку из служебного кабинета.
- Эти кадры в суде очень внимательно посмотрели. По видео было установлено, что давления на него никакого не было. Полицейские ему разъяснили нормы закона, регламентирующего правила торговли золотыми изделиями, после чего он замкнулся и заспешил домой, - на словах описал содержание ролика другой адвокат Артем Крылов. - Ни наличие цепочки, ни ее стоимость не проверить. Вообще его профиль - детские игрушки, сувениры. А золотом, возможно, торговал из-под полы без лицензии.
Коллега собеседника Бушуров указал на склонность потерпевшего к завышению.
- Стали узнавать о нем подробнее, оказалось, что раньше он уже заявлял о побитых стеклах в магазине, оценивая ущерб в 200 тысяч рублей. На месте установили всего 10 тысяч, - рассказал 47news он.
47news набрал номер одного из оправданных, чтобы расспросить, что он думает по поводу произошедшего и итогов дела. На эмоции он поскупился.
- Это наши внутренние дела, не считаю, что нужно это куда-то выносить. Думаю, что представление прокуратуры - формальность. По телефону точно ничего не буду обсуждать, - был краток старший оперуполномоченный Кручинин. С его коллегой-подполковником оперативно связаться не удалось.