Дочка Газпрома поборола в суде Росморречфлот — на кону были гектары земли ценой за 200 миллионов. Госструктуре придётся отдать в 12 раз дешевле.

Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) обязано продать ООО "Новые коммунальные технологии" (НКТ) 10 земельных участков общей площадью 10,3 гектара на побережье Финского залива в районе порта Усть-Луга за 16,5 миллиона рублей. То есть - по 16 тысяч за сотку. Такое решение Арбитражного суда Москвы вступило в законную силу 30 ноября. НКТ полностью принадлежат ООО "Русхимальянс", который строит в Кингисеппском районе Ленобласти крупнейший в стране газохимический комплекс.

Владеющий спорными участками Росморречфлот уже более двух лет борется за эту землю. Сначала спор шел за факт продажи - госведомство категорически не хотело, но НКТ доказали в суде: они давно эксплуатируют землю, там располагается терминал "Юг-2" и всё необходимое для его успешной работы. В общем, имеют право. О том же написано в постановлении правительства РФ №371 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта" - на него и сослался петербургский арбитраж в июле нынешнего года, когда вынес решение в пользу НКТ. В первых числах ноября оно вступило в законную силу. С этого момента нет сомнений: Росморречфлот обязан продать НКТ все 10 участков, но возник следующий спор - по какой же цене.

Позиция государственного ведомства – 27,5 миллиона рублей за всё, это почти по 27 тысяч за сотку. Речь идет не о рыночном торге, а о формальности: такова суммарная кадастровая стоимость всех 10-ти участков. Цена тоже не впечатляет, но все-таки почти в 2 раза дороже, чем хотят в НКТ.

По словам Виктории Константиновой, директора по оценке и советника председателя Союза промышленников Выборга и Выборгского района Ленобласти, эксперта Becar Asset Management, рыночная стоимость земли в локации порта Усть-Луги начинается от 200 тысяч рублей за сотку. Просто земли, если считать, что "Юг-2" на ней не расположен. Особую привлекательность, по словам эксперта, таким пакетам придают участки, примыкающие к акватории Финского залива.

Исходя из такой оценки, 10,3 гектара могут стоить более 200 миллионов рублей. А вступившее 30 ноября в законную силу судебное решение требует от Росморречфлота продать землю по цене примерно в 12 раз дешевле.

16,5 миллиона рублей за всё тоже взялись не с потолка. В упомянутом уже правительственном постановлении №371 четко сказано: стоимость такой земли при продаже определяется кадастровой стоимостью, но есть исключения. Если желающая разжиться ею компания владеет расположенными там зданиями и сооружениями, которые являются объектами регионального или федерального значения, то Росморречфлот должен продать ей такую землю за 60% цены кадастра. Что, собственно, и произошло, а судебный спор свелся к доказыванию статуса - объектов регионального или федерального значения. Тут-то государство проиграло.

"Принадлежащее обществу недвижимое имущество используется в морском порту, является объектом его инфраструктуры и непосредственно задействуется при осуществлении деятельности с водным транспортом и осуществлении операций с грузами… Согласно сведениям из ЕГРН, видом разрешенного использования земельных участков является …строительство объектов федерального значения, а именно - объектов второго участка южного района морского торгового порта Усть-Луга. Таким образом, все сооружения, принадлежащие ООО "НКТ" на праве собственности и находящиеся на территории выкупаемых земельных участков, относятся к объектам федерального значения…" - сделал вывод арбитражный суд.

Росморречфлот давил на другую педаль - если "Юг-2" является объектом федерального значения, значит, он должен был в таком качестве быть внесен в Схему территориального планирования РФ, а его там нет. Но юристы НКТ предложили другой подход: в схему вносится то, что будет, а не то, что уже есть. К моменту составления текущей редакции документа, "Юг-2" был полностью построен, причем тут планирование? Столичный арбитраж согласился с таким подходом.

У Росморречфлота остался последний шанс изменить позицию судов в свою пользу в кассационной инстанции, но случится ли такое, мы узнаем в следующем году. В "Русхимальянсе" решили не комментировать эту историю.

Лев Годованник,
47
news

Тем временем:

Минувшей осенью "Русхимальянс" отбил у Департамента лесного хозяйства по СЗФО (структура Рослесхоза) ещё 55 гектаров в районе Усть-Луги. Компания убедила суд, что расположенная внутри участка земель лесного фонда территория лесом не является. Тем временем жители Кингисеппского района пребывают в шоке из-за натиска рабочей силы и техники в районе начавшейся стройки.

Справка:

Консорциум компаний Газпрома и "Национальной газовой группы" строит заводы по производству сжиженного природного газа (СПГ) и полимеров, а также морской терминал для погрузки на суда их продукции. Объем инвестиций в проект оценивают примерно в 2,7 трлн рублей, первую очередь обещают запустить в 2024 году. Оператор строительства завода СПГ - компания "Русхимальянс", принадлежащая Газпрому и "Русгаздобыче", основным бенефициаром которой называют Артема Оболенского, бывшего бизнес-партнера Аркадия Ротенберга. Дочка "Русгаздобычи" - "Балтийский Химический Комплекс"(БХК) - газохимический комплекс. БХК привлёк на подряд крупную рыбу из Поднебесной - Construction Corporation Seven (СС7). Ранее мы показывали, как выглядит мегастройка с воздуха, как лес стал пустыней и как полиция проводит миграционные рейды. Сообщали также, что проект строительства принёс Ленобласти серьёзные проблемы, жизнь местных превратилась в кошмар из-за отсутствия организации быта десятков тысяч рабочих. 47news показывал, как тысячи грузовиков снуют по дорогам, направляясь на стройку, часто попадая в ДТПКак вырубались гектары леса, мы тоже рассказывали. 47news сообщал, что с 2018 года идёт процесс передачи тысяч гектар земли в Усть-Лужском поселении. Процесс начался с визы гаранта на письме главы Газпрома Алексея Миллера.