"Единая Россия" сделала первый шаг к признанию системы QR-кодов. Сильно против только коммунисты, но их мысли уже объявили бредом. Время уговоров закончилось.

Обсуждение федерального закона о QR-кодах, что спустили в регионы из Москвы, не предвещало ничего путного. Снегопад во вторник, 30 ноября, перенёс мероприятие на час. Кроме того, парламентскому бомонду было интересно, пустят ли журналиста 47news на заседание комиссии по здравоохранению.

Ответственные лица путались в показаниях, откуда вообще запрет. Спикер Сергей Бебенин сходу заявил, что ни при делах, а комиссии ему не подотчётны. Пресс-служба металась от версии к версии. То ссылалась на некое пандемийное постановление. Когда выяснилось, что оно есть, и в нём есть пункт, гласящий, что ограничения на СМИ не распространяются, придумали сказку насчёт аккредитации. Хоть все разговоры начались еще в пятницу, сообщила: вопрос об аккредитации стартовал в понедельник вечером, а это поздно.

Конечное решение, впрочем, было за председателем комиссии, 66-летним Александром Петровым. Сразу же после начала заседания он потребовал убрать из зала тех, кого не приглашали. То есть меня - журналиста 47news. Помимо восьми членов комиссии в зале было ещё человек двадцать. Я переспросила, понимает ли Петров, что решение имеет конкретную цель. Петров настаивал, но ничего не объяснял: "Мы имеем право закрыть комиссию, вот мы и закрываем". Параллельно постановили открыть прямую трансляцию с заседания.

Логики в этом уже не было. И тут в голове всплыло прелестное. Ещё до пандемии однажды поднимались с Петровым по лестнице в здании правительства. "Какая попка", - произнёс он, идя чуть сзади. Что-то вроде "старый хрыч" произнесла я. Запомнил.

Остальные члены комиссии, может, и не знали, что стали заложниками нереализованных фантазий коллеги. Но им тоже досталось. 25-летний коммунист Иван Апостолевский сначала попытался объяснить им, что вопрос касается общества и закрываться от журналистов не стоит. Тут у него самого заметили треногу со смартфоном. Лидер фракции "Единая Россия" Олег Петров зашелся о самом страшном: "Вы что, будете пиариться?" Его тёзка Александр Петров сделал другой вывод: "Вашей партии хочется растрезвонить потом, что чуть ли не в ГУЛАГ вас отправили".

Полчаса решали, что делать уже с Апостолевским. Его уверения, что сейчас все снимают на видео и в этом нет ничего страшного, да и вообще, законно, только расстраивали окружение. К ним он обращался "товарищи", они к нему – "молодой человек". Выход нашли странный – сделать заседание комиссии совсем закрытым. Ну чтобы "ни-ни". Это значит, удалить следует всех, даже депутатов, если они не входят в конкретную комиссию. Сами себе ахнули, но вдруг все лишние взяли и вышли. Эта волна вынесла и меня индивидуально. Как только дошли до лестницы, выбежала помощница с фразой "депутаты, можете вернуться". Вошла и стенографистка с диктофоном.

- Выгнали всё-таки? – переспросил начальник правового управления Денис Малкин.

- Ага. А вы-то куда, там же закрытое заседание, - в этот момент собеседник уже проник внутрь.

Вряд ли планировали потратить столько времени, но обсуждали QR-коды 2,5 часа. Это можно увидеть по видеотрансляции, которая, действительно, велась.

Судя по записи, как только вернулись на места, снова пристали к Апостолевскому - он всё снимал.

666.jpg

- Позор! Трусы! Какие могут быть секреты? – писали в этот момент в онлайн-трансляцию.

- Вы посмотрите, что творят ваши блогеры! Когда приходят в больницу и хотят в "красную зону" войти без этого. Вы что хотите сотворить со страной? – непонятно к чему, да и о чём, замахал руками Александр Петров.

К месту была глава Роспотребнадзора Ленобласти Ольга Историк. Полчаса она рассказывала об истории коронавируса. О том, как появился, как начали лечить и как дела обстоят сейчас. В конце сделала вывод, что закон нужно поддержать. Им, кстати, расширяются полномочия главных санитарных врачей во время эпидемий. По важности они становятся выше губернаторов.

Тот же Апостолевский попросил доложить об исследованиях, которые доказывают влияние введения QR-кодов на борьбу с инфекцией. Историк ответила очевидное – имеющий QR-код является частью иммунной прослойки.

- Если такого исследования нет, мы не можем ответить на этот вопрос, - сам себе заметил Апостолевский.

Выяснилось, что присутствующие весьма переживают за пожилых, которые, может, и привились, но на Госуслугах не зарегистрированы и никакого кода не имеют. Такая проблема и у родителей Александра Матвеева, и у самой Историк. Обращаться посоветовали в МФЦ.

Коммунист Виктор Царихин снова переспросил, как данный законопроект улучшает работу Роспотребнадзора, если и так есть и постановления, и распоряжения, вводящие необходимость определённого уровня вакцинации.

- По этому закону, если губернатор не согласен с моим решением, у него есть три дня, чтобы это объяснить. На наше счастье, мы с губернатором всё это время шли нога в ногу. Теперь, когда это будет закон, это будет не добровольная работа, а, если что-то пойдёт не так, станет обязательством, - пересказала Ольга Историк самое важное лично для себя в документе.

Коммунист Дмитрий Звонков, признавшийся, что болел, но QR-кода не имеет, о введении закона высказался фразой "не дай Бог". Однако больше его волнует, как Роспотребнадзор будет контролировать чёрный рынок торговли сертификатами, которые возрастут с 5-10 тысяч рублей в разы.

- Лучше бы это стоило полмиллиона, - встрял Александр Петров.

- Мы исходим из принципа добросовестности. В таком случае два преступника – кто продал и купил. QR-код – это не самоцель, самоцель – это привиться, - ответила Ольга Историк.

Диалог старались вести только депутаты от КПРФ. Виктор Царихин переспросил у зампреда комитета здравоохранения Егора Власова, почему, раз с вакцинацией всё так хорошо, у пациентов берут добровольное согласие. По словам чиновника, любое медицинское вмешательства предполагает такую бумагу, это соответствует Конституции.

- Значит, в этом плане соответствует Конституции, при ограничении прав и свобод граждан вы о ней забываете, - сделал вывод коммунист.

Его коллега Апостолевский призвал уйти от запретов: "Почему правительство не хочет пойти по пути убеждения? Вы говорите – есть основания, цифры. Так придите в коллективы!"

Впрочем, Ольга Историк признала, что изначально правительство и шло по этому пути. "Я задавала вопросы, а почему вы не хотите привиться? В большинстве случаев люди приходят к необходимости вакцинирования. Так что да, моя задача и ваша тоже – разъяснять людям. Но это время закончилось", - согласилась она.

В качестве примера правильности рассуждений она привела корь. В 50-х началась вакцинация от этой болезни, к 90-м корь практически победили, а теперь, когда случилась вольница, иммунная прослойка, наработанная поколениями, потерялась.

Александр Петров не унимался, признав, что, вообще-то, благодарен коммунистам. Но не этим, а тем, которые прививали без принципа добровольности, зато никто не болел. Эти его всё равно поблагодарили.

Дальше были выступления, приведём тезисно главные мысли спикеров.

Старший помощник прокурора Наталья Зайцева: "В Конституции сказано, что ограничивать права и свободы граждан можно при необходимости обеспечить здоровье населения. Если для здоровья всего населения нужны новые правила поведения в общественных местах, значит, Конституция не нарушается".

Уполномоченный по правам человека в Ленобласти Сергей Шабанов: "Нарушает ли права человека склонение населения к вакцинации при её необязательности? Приведу пример. В 1985 году довелось командовать полком при ликвидации лесных пожаров в районе Чернобыля. Утром пришли лесники, и я впервые увидел, что лес состоит из пятен с разным уровнем радиации. Я тут же потребовал у командования доставить нам антидоты. И все, не рассуждая, их приняли".

Депутат от "Единой России" Никита Коваль: "Единая Россия" – партия большинства, потому и принимает решения за жизнь большинства. За границей без зелёного паспорта уже никуда нельзя. И у нас должно быть так: не хочешь вакцинироваться - никуда не ходи. Почему мы должны страдать из-за вас?"

Депутат от КПРФ Иван Апостолевский: "Я держу триста подписей против принудительных QR-кодов, собрали их в Сосновом Бору за час. Это реальная позиция людей".

Депутат от "Единой России" Марина Левченко: "Все ваши обращения – это мракобесие. Мы уже пережили Средневековье. Помните, когда нам надо было делать ИНН, тоже все вопили. Ну, у всех есть ИНН, и что? Ничего, все живы-здоровы. Прекратите собирать подписи и делать глупые высказывания. Надо прививаться и жить нормальной жизнью".

Депутат от "Единой России" Татьяна Тюрина: "Мы видим, что обращения написаны под копирку. Но есть люди, которые искренне верят в этот бред. При советской власти мы были вакцинированы и не болели. Сегодня антиваксенаторы задают повестку и антигосударственную пропаганду".

Депутат от КПРФ Виктор Царихин: "Складывается впечатление, что никто мышей не ловит в этом вопросе. Всё опытным путём происходит, а вдруг поможет?"

Глава Роспотребнадзора по Ленобласти Ольга Историк: "Несмотря на вакцинацию, санитарные правила никто не отменял. Я и сегодня не рекомендую трогать поручни в общественных местах".

Эсер Александр Перминов: "Почему-то боимся публичности, хотя никто ничего такого не обсуждает. Мы отстаиваем позицию людей, которые за нас голосовали".

Депутат от КПРФ Дмитрий Звонков: "Вы продавливаете вопрос, спущенный федералами. В моём окружении многие переболели. Многие умерли. Но это жизнь".

(возглас в зале: "вы понимаете, какой ужас говорите?")

Депутат от "Единой России" Олег Петров: "Я очень переживал из-за одного вопроса, нарушена ли Конституция? Мне был дан ответ – не нарушена. Теперь я спокоен".

Депутат от "Единой России" Александр Петров: "Наша вакцина лучшая в мире".

В результате комиссии приняла решение проголосовать за поддержку законопроекта. 6 голосов единороссов (Александр Петров, Олег Петров, Марина Левченко, Людмила Тептина, Татьяна Тюрина, Никита Коваль) "за", 1 коммунист Дмитрий Звонков "против". На ближайшем заседании ЗакСа 7 декабря голосовать будет ЗакС Ленобласти.

Посмотрим, пустят ли нас туда.