В 2021 году Ленобласть умудрилась держать в банках сумму, равную трети годового бюджета. На этом всё ещё можно заработать, главное – действовать масштабно.

Коронавирус ударил не только по всему живому, но и по самой незыблемой сфере, существующей в Ленинградской области - размещению бюджетных средств на депозитах. 47news неоднократно рассказывал о давней традиции вице-губернатора по финансам Романа Маркова складывать все свободные средства в банки.

Сколько именно денег отправляется на вклады и какой от них заработок, было тайной до того, как её публично не раскрыла в 2019 году контрольно-счётная палата. Мы писали, что в течение года в банки могли отправлять суммы от 84 до 125% доходной части годового бюджета. В живых деревянных – от 76,8 до 159,9 миллиарда.

Правда, в этом месте правительство Ленобласти играет в им самим же выдуманную игру. С Суворовского, 67 подчёркивают, что указывать общую сумму за год некорректно, поскольку одни и те же деньги могли класть по несколько раз. К тому же замечают, что речь о временно свободных средствах – тех, что надо будет потратить, но не сию минуту. В то же время там ни разу не дали точного расклада, под какие проценты, в какие банки, и, самое главное, сколько именно положили на депозит.

В аналитической записке КСП к проекту бюджета на 2022 год, сказано, что по состоянию на 1 января 2021 года на банковских депозитах лежало 12,6 миллиарда рублей. С них набежало 115,5 млн рублей процентов. Особо указано, что по данным на 1 июля 2021 года, деньги вернулись в областной бюджет.

Следующая реперная точка, за которую можно ухватиться – это период с 10 января по 1 октября 2021 года. Собственно, за девять месяцев на вкладах были замечены 52,2 миллиарда рублей. Понятно, что из этих данных тоже не особо понятно, входит ли в эту сумму та, что была на момент начала года. Однако эти вводные помогают понять, что речь была примерно о трети доходной части бюджета. Подчеркнём, этот подсчёт весьма относительный, поскольку КСП тоже не даёт ответа на вопрос, абсолютная ли эта цифра.

В любом случае, за размещённые средства набежало 398,1 млн рублей дохода, из которых уже уплачено 288,6 миллиона рублей. Всего на счёт уже перечислено 404,4 миллиона рублей, а ожидается ещё 109,6 миллиона рублей.

Помимо такого способа заработка, использовался и другой инструмент управления временно свободными денежными средствами – операции покупки/продажи ценных бумаг по договорам РЕПО. В январе-сентябре было размещено 25,2 миллиарда рублей, из них возвращено 23,9 млрд рублей. Набежало уже 30 миллионов рублей, из них уплачено 28,4 млн рублей.

Общая сумма уже поступившего в бюджет составляет 431,8 миллиона рублей, ожидается ещё 111,2 миллиона рублей. Это в 3,2 раза меньше, чем в аналогичный период прошлого года. Причём, если считать весь доход за 2021 год по вкладам, который по предварительным подсчётам составит 543 миллиона рублей, разница ещё больше – 3,5 раза. Всё-таки, в 2020 году на этом заработали 1,9 миллиарда рублей. Кстати, в 2016 году, когда и мир был спокойнее, и ставки выше, доход от вкладов составил 3 млрд 128 млн рублей.

Скорей всего, в 2021 году Ленобласть просто не могла себе позволить так размашисто наделять деньги свойствами "свободных". Если такие и были, то всегда находилось, куда их пристроить, в основном речь шла о медицине. К тому же, постоянные разговоры о том, что Ленобласть зарабатывает на вкладах, сыграла злую шутку в переговорах с федеральными властями. Так, во время обсуждения ситуации выделения денег обманутым дольщикам, из Москвы всё время намекали, что в Ленобласти есть лишнее.

Особо в КСП подчёркивают, что, как и раньше, в доходах на очередной год не прогнозируется заработок от размещения бюджетных средств.

Впрочем, стабильность. Пусть какая-то.