Жители Ленобласти так мало ездят в автобусах, что крупные перевозчики задумались о банкротстве. Правительство поискало получше и нашло лишние 253 миллиона. При чём здесь льготники и что будет, если этого не хватит — в материале 47news. 

В правительстве Ленинградской области задумались над спасением компаний, занимающихся пассажирскими перевозками. Вроде как этот вид бизнеса не входит в список тех, что априори должен был пострадать от введения режима самоизоляции. Но по понятным причинам люди стали передвигаться в общественном транспорте реже, потому и финансовые перспективы у транспортников туманны.

Пока размышления властей происходят в эпистолярном жанре. По данным 47news, вице-губернатор по строительству Михаил Москвин обратился к своему экономическому коллеге Дмитрию Ялову. Оба, как мы писали, последние недели были вынуждены находиться дома из-за карантина. Ялов как раз занимался составлением "плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики".

Из-за введённых ограничительных мер, пишет Михаил Москвин, произошло значительное снижение пассажиропотока. Посчитать ему удалось за период с 30 марта по 12 апреля, но уже за это время стало ясно — за билеты отдавали на 78% человек меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. В количественном выражении, ездили куда-либо 338 тысяч 793 человека. Общий пассажиропоток и вовсе снизился на 85%.

Транспорт в Ленинградской области в мирное время работает на принципе самоокупаемости. Это значит, что взять средства откуда-то, например, из бюджета, нельзя. Для примера — за жетоны метро в Санкт-Петербурге граждане платят лишь часть цены, а оставшееся дают из казны. Правительство Ленобласти же выдаёт субсидии только за перевозку льготных категорий граждан.

В начале апреля губернатор Александр Дрозденко предписал скорректировать маршруты следования автобусов с учётом спроса. Как и в городе, ездить они стали по так называемому расписанию выходного дня — где-то стал длиннее интервал следования, где-то ввиду невостребованности автобусы и вовсе отменили. Подсчитано, что объём транспортной работы снизился на 47%, а выручка — на 85%. Дефицит средств в свою очередь может привести к остановке работы, ведь перевозчикам нужно поддерживать в приличном состоянии технику, платить за коммунальные услуги, за аренду, лизинг, выплачивать кредиты, налоги и платить зарплату водителям и кондукторам.

Выход в транспортном блоке пока нашли следующий. В бюджете зарезервированы средства, предусмотренные на компенсацию проезда льготников. По естественным причинам, потребность в них сильно снизилась, потому, считает вице-губернатор, их можно отдать перевочзикам. 

Речь идёт о 253,8 миллионах рублей. Из них 232,5 — это как раз те, что идут по статье "средства, предусмотренные на возмещение недополученных доходов перевозчикам за перевезенную льготную категорию граждан", а 21,3 можно забрать у Дирекции по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти. Общую сумму предлагают распределить примерно на две равные части. Согласно представлению чиновника, денег хватит на два месяца: 155,2 млн уйдёт в виде компенсации 95% расходов на закупку топлива и 93,2 млн — на компенсацию половины расходов на оплату труда.

В случае, если ограничения продлятся и дальше, Москвин обещает провести "дополнительную инвентаризацию бюджетных ассигнований". Иначе говоря, поискать, где ещё плохо лежат миллионы. Если же коллеги не согласятся с ним, чиновник предрекает всем бедность. В том смысле, что он подсчитал — только за 2019 год автотранспортные пассажирские предприятия перечислили в бюджет Ленобласти 350 млн рублей, из которых 70% составил налог на доходы физических лиц.

Дмитрий Ялов рассказал 47news, что идея товарища воспринята положительно отчасти — субсидии на топливо транспортным компаниям выделят, а на зарплаты — нет. В таком случае речь пойдёт о направлении бизнесу помощи в размере тех самых 155,2 млн рублей из расчёта на май-июнь.

Есть примерное понимание, кому именно достанутся эти деньги, в списке 47 фирм. Судя по нему, государство больше всего заботит судьба крупных предприятий. 

Так, наиболее внушительную сумму, 13,2 млн рублей, перечислят ООО "Транс Балт". На сайте управления по транспорту сказано, что за ним — семь маршрутов, обеспечивающих сообщение между Тосно и станцией метро Звёздная, между городом Никольское и Красным Бором и станцией метро Купчино. 

Ещё 12,4 млн рублей выдадут ООО "Вест Сервис". Возможно, эти деньги удастся пустить в том числе на самообразование сотрудников, ведь на сайте перевозчика сказано: "Обслуживает 31 маршрут в Ленинградской области, включая такие населённые пункты как Ломоносов и Колпино". На самом деле, возит пассажиров в основном из Ломоносовского района до станции метро проспект Ветеранов и обратно, из Тосно в Колпино, из Никольского до станции метро Рыбацкое. Видимо, дела у компании уже идут неважно, по крайней мере, ни один из шести телефонов не ответил.

Чуть поменьше, 11 млн рублей за два месяца, готовы перевести ООО "АТП Барс-2". Возит по двум маршрутам из посёлка Большая Ижора до Петербурга и из Сертолово до станции метро Парнас. Помощь ООО "Питеравто" обойдётся в 9,6 млн рублей. Не секрет, что это самый любимый перевозчик управления по транспорту. Возит по самым выгодным с точки зрения прибыли направлениям. У него шесть маршрутов, включая из Кудрово до станции метро Дыбенко, из Мурино до станции метро Парнас, из Приозерска до станции метро Девяткино.

Генеральный директор АТП "Барс-2" Андрей Заботин по этому поводу сообщил, что без поддержки государства его компании будет тяжело пережить нынешнее положение дел. Пока о негативных прогнозах он старается не думать, но уже видит, по коллегам из города, что у некоторых может дойти до банкротства. "Насколько внутренних резервов у каждого хватит, столько все и продержатся. Понятно, что многие в апреле уже были на издыхании. Не исключаю, что некоторые могут уйти с рынка. Поэтому все надеются, что это всё закончится побыстрее", - прокомментировал он.

Руководитель службы организации перевозок компании "Питеравто" Роман Юренев солидарен с коллегой. "Пока про эти субсидии мы ничего не знаем, хоть и обращались в правительство Ленобласти. Пассажиропоток сильно упал, все перевозчики сегодня испытывают сложности. Если государство ничего не даст, будет очень страшно", - признался он.

Михаил Москвин между тем рассказал, что пока точные цифры возможных дотаций неизвестны, зато уже есть соответствующее постановление правительства, и оно направлено в комитет финансов. Вице-губернатор Роман Марков на звонок 47news не ответил.  

По словам Москвина, деньги, запланированные на льготников, и так не используются, потому никто не будет ущемлён. 

- Вы пишете, что в год перевозчики дают налогов на 350 миллионов. Но для сохранения этих вливаний готовы выдать им 253 миллиона за два месяца субсидий. При такой логике, не проще ли им позволить барахтаться самим?

- А кто будет людей перевозить? 47news?

- Представим, случится что-то эдакое , что выделение этих денег станет невозможным. Каков план тогда, рассматривается ли повышение тарифов? В смысле, подорожание билетов.

- Никаких худших вариантов мы не рассматривает. Все говорят, населению надо помогать, а мы что, тарифы будем повышать что ли? 

Также чиновник добавил, что при продлении режима ограничений изъять деньги с какой-то другой статьи расходов, кроме как из неиспользуемых средств на оплату проезда льготников, невозможно.

Кстати, на Суворовский, 67 в начале апреля обращался председатель правления Ассоциации автоперевозчиков Ленобласти Андрей Баранов. Предрекая банкротство большинству своих товарищей, он настаивает, что помимо прочего, им надо выдать беспроцентный кредит на оплату коммунальных и лизинговых платежей, отменить транспортный налог и требование по оснащению автобусов тахографами и мини-кассами. Их послушали, как смогли.

Юлия Гильмшина,
47news