Стали известны обстоятельства проверки здания в Коккорево Всеволожского района Ленобласти, в помещении которого размещается Народный музей блокады.
Как стало известно 47news, во время проверки музея ледовой "Дороги Жизни" в деревне Коккорево 16 марта выявлены изношенные чердачные перекрытия, стропильная система, нарушения требований пожарной безопасности. Недостатки квалифицированы как крупные, а затраты на ремонт оценены в 5 миллионов рублей.
Следователи приехали во Всеволожский район с подачи главы Следственного комитета Александра Бастрыкина. Он увидел репортаж о проблемах музея и отправил подчиненных для их изучения. Параллельно собственную проверку проводит прокуратура Ленобласти. В мероприятиях участвовали также специалисты Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и комитета по культуре Ленобласти. По итогам культпохода возбуждено уголовное дело по факту "Нарушения требований сохранения и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)".
Здание в Коккорево, по данным следствия, в 1988 году причислено к объектам культурного наследия. В августе 1992 года дом стал собственностью Всеволожского районного общества охотников и рыболовов. На учете в Россреестре с марта 2012 года он стоит как охотничья база, в июле того же года общество приватизировало участок под зданием площадью 4,7 тысяч квадратных метров.
Председатель районного Общества охотников и рыболовов Сергей Звонков рассказал 47news, что претензии к организации появились уже после оформления недвижимости в собственность. По его словам, экспозиция занимает 52-метровую комнату одноэтажного здания.
- Дом был передан сначала в бессрочное пользование, затем с 2012 года перешел в собственность без обременения, - сказал он, отметив, что пакет охранных документов подписан летом прошлого года. - Участники общества также собирали исторические материалы, в том числе воспоминания начальников военной дороги и штаба, рассекреченные карты. Члены общества, среди которых ветераны Великой Отечественной войны, блокадники, участники локальных конфликтов поддерживают увековечение памяти героев. Мне кажется, что всем заинтересованным нужно собраться вместе и решить, как сохранить этот объект.
Филиалом Музея обороны и блокады Ленинграда дом в Коккорево стал в 1990 году. В центре экспозиции разместили 24-метровую диораму художника Петерсена. На ней изображены события 1941-1942 годов. Внутри хранились фронтовые документы, личные вещи водителей и диспетчеров, фотографии, устройства для связи. В 2011 году при изменении устава петербургского музея данные о наличии филиала в Коккорево внесены не были.
Заведующий экспозицией в Коккорево Игорь Елисеев отказался обсуждать ситуацию с 47news, сославшись на инструкцию руководства. В пресс-службе музея сообщили, что хотят вернуть народной экспозиции статус филиала.
"Задача непростая, поскольку здание, где находится музей в Коккорево – частная собственность и территориально располагается в другом субъекте. С 2012 года у Музея обороны и блокады Ленинграда совсем не было официальной возможности вкладывать средства в бывший филиал, это частная собственность общественной организации", - говорится в пояснении. Представители Музея обороны и блокады Ленинграда добавили, что тем не менее в деревне постоянно находится штатный сотрудник, который проводит желающих на экспозицию.
Напомним, ранее 47news писал, что в начале марта внимание к музею пытались привлечь потомки ветеранов, служивших на ледовой "Дороге жизни" в годы блокады Ленинграда. Они написали письмо президенту России Владимиру Путину с просьбой передать здание в ведение профессионального музейного сообщества. Рыболовам же подыскать другое место. Под посланием подписались 56 человек.
Справка:
Музей "Дороги жизни" в Коккорево открылся в 1974 году. В его создании участвовали непосредственные свидетели блокады Ленинграда и ветераны Великой Отечественной войны.
В ноябре 1941 года там размещался командный пункт организации ледовой дороги, затем штаб Военно-автомобильной дороги 101 (ВАД-101). Сюда подвели кабель связи, проложенный по дну Ладожского озера, и с 25 ноября 1941 года начал действовать центральный узел связи, обслуживающий "Дорогу жизни". Зимой 1941-1942 годов в здании располагался штаб по руководству работой "Дороги жизни" на западном берегу озера. Во время навигации 1942-1943 годах это был главный узел связи Ленинграда с большой землей, пункт управления перевозками Ленинградского фронта.