47news нашел в открытом доступе более 200 номеров связи с президентскими самолётами. Нам понятно даже то, кто сколько потратил денег на звонки. А вы говорите – "секреты", "разведка". Даже МИ-6 в получасе по пробкам.

Скоро станет понятно, кто до июня 2020 года будет обеспечивать доступ к интернету и телефонной связи в самолётах, на которых летает Владимир Путин. Федеральное госучреждение "Специальный летный отряд "Россия" 14 августа подведёт итоги конкурса на предоставление "двусторонних круглосуточных услуг связи в глобальной международной системе подвижной спутниковой связи INMARSAT в салонах воздушных судов". Максимальная цена вопроса 50 млн рублей. 

В конце объёмной конкурсной документации 47news заметил несколько интересных таблиц. В них указаны номера бортов и соответствующие им абонентские номера спутниковых телефонов. Всего номеров более двухсот на 29-ти самолётах специального лётного отряда. Есть в списке и крылья - RA-96016, RA-96021, RA-96022. На них вроде чаще всего и передвигается лидер. Это модифицированные ИЛ-96 с пунктом управления и переговорной. В документации также указан пин-код и формулярно раскрыто его назначение: "персональный идентификационный номер - секретная последовательность цифр, используемая абонентом для доступа в систему "ИНМАРСАТ" из телефонных сетей общего пользования".

Как нам подсказали в техническом отделе "Специального летного отряда "Россия", оборудование работает не первый год, и все номера функционируют. Конкурсы на обслуживание вот уже девять лет выигрывает ФГУП "Морсвязьспутник". Впрочем, это неудивительно, поскольку учреждение - исторически единственный в России официальный представитель сети INMARSAT.

Что касается самой системы, то в 1979 году она была создана как "Международная организация морской спутниковой связи". К 1999 году была преобразована в Inmarsat Ltd со штаб-квартирой в Лондоне. К слову, она всего в получасе езды, с учётом пробок на вечер 6 августа, от офиса разведывательной службы МИ-6. Ну, это так – ирония. Отметим, "Морсвязьспутник" выигрывает и конкурсы лётного отряда "Россия" на предоставление доступа к альтернативной спутниковой связи - Iridium. Её головной офис расположен в американском городе Маклин, штат Вирджиния. Эту систему в нулевые годы от банкротства спасло Минобороны США и с тех пор успешно ею пользуется. 

За прошедшие годы контрактов с "Морсвязьспутником" на обе системы было заключено на сумму более 300 млн рублей. Из них, по данным СПАРК-Интерфакс, только в прошлом - на 115 млн рублей. 

Возвращаясь к лётному отряду "Россия", скажем, что на сайте госзакупок видно, сколько тратил тот или иной борт на связь в прошлом году. Информация отображена в оплаченных счетах-фактурах. Так, борт RA-73025 накачал трафика только за май нынешнего года на 2 млн 19 тысяч рублей. Это, для справки, Airbus Corporate Jet. Бизнес-джет для президента не предназначен, его возможная ноша - председатель Госдумы, спикер Совета Федерации, генпрокурор и председатель Следственного комитета, а также министр иностранных дел. Флагман президента RA-96022 за тот же месяц освоил более скромные 1,2 млн рублей. Другой самолёт гаранта, RA-96016, и вовсе назвонил-накачал на 52 тысячи рублей.

Для тех, кто бросится звонить в надежде услышать президента, скажем, что это не так просто, как может показаться. Универсальный код выхода на спутниковую связь "Инмарсат" "870" не работает, когда речь идёт о терминалах на воздушных суднах. Для попадания нужно знать, в зоне какого спутника сейчас находится борт. Но может же и повезти.

Заметим: в президентских самолётах телефоны не валяются по углам, как может показаться из количества на один борт. По сути, это каналы связи для передачи информации. Если физически, то устройство размером с ноутбук. При необходимости, к нему подключается проводная трубка. Голос проходит внутри интернет-трафика.   

Кстати, читателю приобрести телефоны тоже можно, но с оговорками. Как рассказали 47news в одном из интернет-магазинов, "Иридиум" предпочтительней и по удобству подключения, и по качеству связи. Модель из среднего ценового сегмента можно купить в Петербурге за 50 тысяч. Ваучер оплаты на год обойдётся в 42 тысячи рублей. За эти деньги вы получите 600 минут общения, то есть платите 70 рублей за минуту. Официальные представительства в России имеются.

С "Инмарсатом" сложнее. Из официальных представителей лишь один, уже упоминавшийся "Морсвязьспутник". Но даже он не может продавать трубки для голосовой связи - этот аппарат не сертифицирован. Легально доступны лишь компактные устройства для передачи информации и голоса через интернет, как упомянутые выше в самолётах первого лица. Их стоимость варьируется от 175 до 400 тысяч рублей. Комфортный тарифный план обойдётся в 1368 долларов за год.

В "Морсвязьспутнике", куда мы позвонили под видом покупателя, нам по секрету всё же рассказали, что носимый телефон этой системы купить можно. "Я могу вам сказать, куда обратиться. Они не имеют права, но делают", - заговорщически, но коммерчески сообщил собеседник. На сером рынке аппарат можно взять за те же 50 тысяч рублей и ниже, но за подержанный.   

Ещё один вариант нам предложили в петербургском интернет-магазине. Сим-карты "Инмарсата" у продавца заготовлены, но на активацию понадобятся сутки. И то, если  будний день.

- Активирует мой приятель в США. Плата за год 569 долларов плюс пять тысяч рублей за подключение. Получаете 384 минуты. Но "Инмарсат" - это для фанатов этой связи. У меня 4 за год ушло всего. На полюсах он не ловит в отличие от "Иридиума". На Новой Земле, к примеру, на здания приходится забираться для разговора. Если у вас "Иридиум" и вы висите на скале в Аризоне, спутника в любом случае дождётесь, они двигаются. Если "Инмарсат" и вы вне зоны, точно не дождётесь. Спутники на геостационарной орбите, они как бы висят над одной точкой, - провёл слегка агитационный ликбез продавец.

  

Виктор Смирнов,
47news

Справка:

Сфера деятельности Федерального государственного бюджетного учреждения "Специальный летный отряд "Россия" заключается в авиационных перевозках президента Российской Федерации и других высших должностных лиц государства. Управление делами президента оказывает услуги по обеспечению и выполнению авиационных перевозок президента,  вновь избранного и не вступившего в должность президента, председателя правительства, председателя Совета Федерации, председателя Госдумы, председателя Конституционного Суда, председателя Верховного Суда, генпрокурора, председателя Следственного комитета, руководителя Администрации президента и министра иностранных дел.