"Лукойл" претендует на половину российского экспорта метанола, собираясь построить завод по его производству и морской терминал по перевалке в Высоцке. В регионе появляется новый портовый игрок. За поставку газа будут конкурировать "Газпром" и "Новатэк".
Два крупных столичных проектных института - НИИ карбамида и продуктов органического синтеза и НИИ азотной промышленности - недавно взялись за расчет производственной площадки завода по производству метанола из природного газа и морского терминала по его перевалке. Оба объекта должны появиться на 50 гектарах земли в порту Высоцк в Выборгском районе Ленинградской области. Мощность комплекса оценивается в 1,6 млн тонн в год, объем инвестиций - в 1,5 млрд долларов. Финансовую нагрузку возьмет на себя группа "Лукойл". Об этом 47news стало известно от собеседника в бизнес-сообществе, знакомого с результатами переговоров между главой "Лукойла" Вагитом Алекперовым и губернатором Александром Дрозденко в конце января 2019 года.
Метаноловый комплекс станет второй частью проекта компании "Сухогрузный перегрузочный комплекс Высоцк", предполагающего сооружение в том же порту терминала по перевалке угля мощностью 15 млн тонн в год, что составляет около 40% всей сегодняшней перевалки угля в российских портах Балтийского моря. Широкой аудитории об этом стало известно в декабре прошлого года.
Что касается метанольного проекта, речь идет о глобальном: сегодня 1,6 млн тонн метанола в год составляют примерно треть всего производства спирта в России и почти 80% всего отечественного экспорта этого продукта.
Метанол - простейший одноатомный спирт, бесцветная ядовитая жидкость. Производится из природного газа. Область применения - производство формальдегидов, сырья для полимерных материалов и растворителей. Аналитики Vygon Consulting полагают, что долгосрочный спрос на газ в России не имеет тенденции к росту, а наибольший потенциал увеличения потребления у газохимии, где спрос вырос за десять лет на 15% - до 24 млрд кубометров в год. Одной из причин эксперты называют экономическую составляющую: продажа за рубеж первичных продуктов переработки газа — аммиака и метанола — фактически является формой скрытого экспорта газа. Кроме того, экспорт метанола, в отличие от экспорта газа, не ограничен, а российский метанол конкурентоспособен на мировом рынке из-за низкой цены российского газа. Это востребовано, так как прямой экспорт газа по трубе разрешен только "Газпрому". В Vygon Consulting, считают, что рост спроса на газохимию может достичь 10 млрд кубометров к 2030 году. Основной рынок для российского метанола - Европа.
Заместитель председателя правительства Ленинградской области Дмитрий Ялов подтвердил 47news намерения "Лукойла" по строительству в Высоцке завода по производству метанола и морского терминала по его перевалке. От расширенных комментариев чиновник отказался, сославшись на их некорректность без участия инвестора.
Заместитель генерального директора по работе с органами государственного управления ООО "Балтийская нефтесервисная компания" Владимир Калуженов (экс-глава компании "Лукойл-Северо-Западнефтепродукт") присутствовал на встрече Дрозденко и Алекперова. На предложение о комментарии о производстве метанола и строительстве терминала он отреагировал эмоционально:
- Я никогда не дам никаких комментариев именно по этому терминалу. Никому. Даже самому себе.
- Почему?
- Потому что! Не хочу. Терминал стоит жестко в условии необходимости его реализации, но у нас там первым номером идет угольный терминал, а метанольный идет вослед.
- Там будет и производство метанола?
- Да, будет и производство, судя по технико-экономическому расчету. Всё!
Владимир Калуженов отключил телефон. У автора статьи сложилось впечатление, будто метанольный проект совсем не такой простой, как угольный.
"Балтийская нефтесервисная компания" зарегистрирована в Ленинградской области. Принадлежит московскому бизнесмену Павлу Тер-Осипову, кто возглавляет ООО "СПК Высоцк". Организация реализует угольный и метанольный проекты в одноименном порту. Собственно, метанольной составляющей занимается, по сведениям 47news, ООО "Газ-Синтез". Обе компании зарегистрированы в области прошлой весной и принадлежат московскому предпринимателю Евгению Коневу. Связи между ними и "Лукойлом" не видно.
Будущий метанольный проект уникален перспективой выбора поставщика природного газа, из которого будет производиться метанол. В порт Высоцк приходит магистральный газопровод "Ленинград - Выборг - Госграница", по которому подается газ для комплекса по производству и перевалке сжиженного природного газа. Основным его владельцем является "Новатэк". Так что инициаторы метанольного проекта претендуют на конкуренцию двух газовых гигантов.
Неизвестное К
Информационно-аналитическая система "СПАРК-Интерфакс" видит зарегистрированного в Москве 43-летнего Евгения Конева из Тюменской области. Он стопроцентный владелец восьми компаний в Москве, Петербурге и Ленинградской области.
Первый его бизнес – туристический ООО "Контур", появился осенью 2010 года в Москве. В конце 2015 года Евгений Конев изменил вектор, став владельцем и генеральным директором подмосковного ООО "Смарт Ойл", специализировавшегося на торговле нефтепродуктами. 11 июня 2010 года Конев возглавил ООО "Семирамис" - ныне несуществующую московскую компанию, торговавшую косметикой и парфюмом. СПАРК видит Конева на этой должности до июля 2011 года. В январе 2015-го он переключается на логистику - становится единственным владельцем и руководителем московского ООО "Трансмагистраль", специализировавшегося на пассажирских железнодорожных перевозках.
Весной 2017 года "Трансмагистраль" и "Смарт Ойл" реорганизовались в ООО "Новая транспортная компания" (НТК), где бизнесмен до сих пор сохранил позиции единственного владельца и гендиректора. НТК занимается морскими грузоперевозками. Летом 2017 года он становится владельцем трех связанных с транспортом и логистикой компаний, в каждой из которых 48% долей принадлежат ему лично, а 52% через "НТК":
- зарегистрированного в Ленинградское области и имеющего адрес в Мурманске ООО "ЛК Волга", основной вид деятельности которого - складирование и хранение;
- зарегистрированного в Москве ООО "Рустэк-Магистраль", основной вид деятельности которого связан с железнодорожными перевозками нефтепродуктов;
- зарегистрированного в Петербурге, но имеющего адрес в Выборге ООО "Выборгские буксиры" со специализацией "деятельность морского грузового транспорта".
В медийном пространстве можно найти упоминания лишь про ООО "ЛК Волга". Компания владеет рейдовым комплексом для перевалки арктической нефти в порту Мурманск, работающим в интересах "Лукойла".
Следующий пик активности Евгения Конева приходится на весну прошлого года.
В начале мая 2018 года он регистрирует и оформляет на себя две компании в Ленинградской области:
- ООО "Сухогрузный перевалочный комплекс Высоцк" с 50 млн рублей уставного капитала и строительством портовых сооружений в качестве основного вида деятельности;
- ООО "Газ-Синтез", основным видом деятельности которого является транспортная обработка грузов, а уставный капитал составляет такие же 50 млн.
В конце мая Евгений Конев становится 100% владельцем и генеральным директором зарегистрированного в Москве ООО "Моршельф Заполярье", специализирующегося на морских грузовых перевозках и имеющего 5 млн рублей уставного капитала.
Рискнем предположить: весной 2018 года Конев ставит на порт Высоцк.
Реанимация
Призрак метанолового бизнеса преследует Ленинградскую область почти полтора десятилетия. Впервые о строительстве в Высоцке морского терминала по перевалке метанола региональное правительство официально сообщило в мае 2006 года. Все звучало крайне серьезно: 16 гектаров земли в порту рядом с нефтеналивным комплексом "Лукойла", перевалка - почти 0,5 млн тонн в год, инвестиции - 25 млн долларов. Комитет экономического развития Ленинградской области сообщил тогда об одобрении проекта межведомственной комиссией и представил инвестора - компанию "Балтийская инициатива Выборг".
Проект не пошел. В марте 2019 года один из его бывших участников признался 47news: потенциальному инвестору не удалось договориться с Министерством обороны, в чьем ведении находился земельный участок. Зато позже с военными нашел общий язык "Газпром" - сегодня на этом месте достраиваются завод по производству сжиженного природного газа и морской терминал по его перевалке компании "Криогаз-Высоцк" (принадлежит ПАО "Новатэк" (51%) и "Газпромбанку"). Проект предполагается запустить в этом году.
В октябре 2014 года намерение производить и переваливать метанол в порту Усть-Луга публично выразили сразу две компании: ООО "Балтийская газохимическая компания" и ООО "НГСК" - об этом, в частности, писали наши коллеги из "Ъ". Сначала они работали вместе, потом "разошлись в вопросах концепции проекта", и каждая компания обрадовала медиапространство планами по строительству заводов-близнецов и терминалов-близнецов с перспективной визуальной конкуренции.
"Балтийская газохимическая компания" декларировала терминал мощностью 1,7 млн тонн в год на 65 гектарах с инвестициями в 1,3 млрд рублей. "НГСК" размахнулась на 224 гектара и тоже на 1,7 млн тонн продукта в год. Заявленные вложения превышали 1 млрд долларов.
Следующие четыре года проекты-близнецы не подавали медийные признаки существования. Но оценим масштабы фантазий того времени: в России тогда производилось около 3 млн тонн метанола в год, значит, "разошедшиеся в вопросах концепции" инвесторы собрались производить метанола больше, чем во всей стране.
В сентябре 2016 года накануне Международного экономического форума в Сочи в деловых СМИ проявились планы польской компании Ekozon о строительстве завода по производству метанола в Пикалево или в Кингисеппе. Анонсировались инвестиции в размере 62,3 млрд рублей, прочие параметры не разглашались. С тех про этот проект мало кто слышал.
В мае 2018 года на Петербургском международном экономическом форуме напомнил о себе один из проектов-близнецов 2014 года. "Балтийская газохимическая компания" (через ООО "БМ" на 99% принадлежит бизнесмену Петру Вяткину) с японскими Marubeni и Mitsubishi и российской "Инваста Капитал" в торжественной обстановке подписали контракт о строительстве в порту Усть-Луга завода по производству метанола и терминала по его перевалке. Планы к этому времени подорожали примерно в 60 раз: с 1,3 млрд рублей в 2014 году до 1,5 млрд долларов. Основной производственный показатель остался тем же - 1,7 млн тонн метанола в год. Сроком запуска проекта был назван 2023 год.
Экспорт российского метанола в случае реализации заявленных в Ленинградской области проектов применительно к сегодняшней статистике:
- ООО "Балтийская газохимическая компания" - 1,7 млн тонн
- ООО "Газ-Синтез" - 1,6 млн тонн
- ОАО "Метафракс" - 0,5 млн тонн
- Остальные экспортеры - 1,4 млн тонн
И вот на этот до сих пор так и не появившийся рынок приходит новый игрок, неизвестный медийному сообществу, московский бизнесмен Евгений Конев со своими "СПК Высоцк" и "Газ-Синтезом". И он первый, кто появился с публичным покровителем, главой "Лукойла" Вагитом Алекперовым.
В начале 2019 года стало известно о еще одном метанольном проекте: завод по производству метанола и морской терминал по его перевалке решило построить ООО "РусХимКом", которое входит в группу "Индига" бывшего депутата Государственной думы Виталия Южилина. Этот проект отличается от остальных удаленностью завода и морского терминала друг от друга - первый запланирован в промышленной зоне "Алексеевская", второй в порту Усть-Луга. Расстояние между объектами - 48 километров, которые предполагается преодолеть с помощью метанолопровода. Группа Южилина обещала запустить проект в 2023 году, вложить в него 1 млрд евро и производить 1,75 млн тонн продукта для Европы и Китая.
В 2018 году в России произведено около 4,4 млн тонн метанола, из которых 1,9 млн тонн отправлено на экспорт. Основные экспортеры: ПАО "Метафракс" (Пермь), ООО "Сибметахим" (Томск), ОАО "Щекиноазот" (Тула) и ООО "Томет" (Самара).
Если предположить, что планы "Балтийской газохимической компании" и "РусХимКома" в порту Усть-Луга, а также "Газ-Синтеза" в порту Высоцк сбудутся, то, применительно к сегодняшней статистике, Ленинградская область станет производить на 14% метанола больше, чем выпускается сегодня во всей России, и, исходя из данных на сегодняшний день, будет контролировать около 73% его экспорта.
Константин Шмелев
для 47news