На этой неделе межведомственная комиссия одобрила строительство морского терминала по перевалке метанола в районе Высоцка, сообщил пресс-секретарь Комитета экономического развития Ленобласти Александр Бутенин.


Под строительство Ленобласть выделила 16 га земли между портом Высоцк и нефтеналивным терминалом “Лукойла”. По его словам, терминал мощностью 450 000 т метанола в год обойдется в 25 миллионов долларов, инвестором данного проекта выступает компания “Балтийская инициатива Выборг”, зарегистрированная в Ленобласти. Назвать источник финансирования проекта пресс-секретарь отказался. Терминал планируется запустить в 2008 году, пишут "Ведомости".


Гендиректор “Балтийской инициативы” Александр Соболев говорит, что проект сейчас проходит согласования в Минтрансе и РЖД и сроки его строительства зависят от скорости согласований. Метанол планируется поставлять с российских заводов, например с новгородского “Акрона”, уверяет Соболев.


“Балтийская инициатива” связана с местными предпринимателями, контролирующими, в частности, Выборгскую нефтебазу, утверждает чиновник администрации Выборгского района. Соболев отказался подтвердить или опровергнуть эту информацию, подчеркнув, что терминал будет построен на “частные российские деньги”. Соболев также является председателем совета директоров компании “Невский мазут”, одного из крупнейших бункеровщиков петербургского порта.


В пресс-службах Минтранса и РЖД не смогли прокомментировать ход переговоров “Балтийской инициативы” с этими ведомствами.


А потенциального поставщика планы “Балтийской инициативы” удивили. Вице-президент “Акрона” Александр Попов заявил “Ведомостям”, что представители этой компании не обращались к “Акрону”. По словам Попова, необходимости в портовых мощностях по перевалке метанола у “Акрона” не возникнет до 2008 г. К этому времени компания, выпускающая порядка 100 000 т этой продукции в год, собирается нарастить ее объемы до 400 000 т.


Эксперты считают, что у проекта есть будущее. В России нет морских терминалов по перевалке метанола — сырья для удобрения, говорит замгендиректора консультационной компании “Азотэкон” Любовь Жмай. По ее словам, ежегодно в стране производится около 3 млн т метанола, из которых около половины экспортируется в основном в Европу по железной дороге. Если владельцы нового терминала договорятся с железной дорогой о хороших тарифах для транспортировки метанола в порт, то проект может стать весьма привлекательным, считает Жмай. Она полагает, что объемы экспорта метанола в ближайшие годы возрастут в несколько раз, поскольку из-за удорожания сырья для метанола — природного газа — от его производства отказываются европейские страны и США.


Другие балтийские порты тоже хотят переваливать российский метанол. Железнодорожный оператор “ТрансГрупп” строит комплекс по экспорту химгрузов, в том числе и 1,5 млн т метанола, в Усть-Луге. Запустить терминал планируется в 2008 г. А компания “Еврохим” собирается этим летом запустить в порту Силамяэ метанольный терминал мощностью в 1 млн т, который обошелся ей в 14 млн евро.