В областном дорожном комитете меняют на своих директоров районных госпредприятий. Так избавляются от вассалов экс-председателя Михаила Козьминых, да и от простых феодалов.
За 2017 год более половины областных дорожных ремонтно-строительных и эксплуатационных управлений (ДРСУ и ДРЭУ) поменяли руководство. Из шестнадцати дорожных госпредприятий директоры сменились в десяти. По мнению специалистов отрасли, за управленческими решениями кроется не только оптимизация, но и желание руководства областного комитета по дорожному хозяйству (КДХ) избавиться от людей из команды прежнего председателя Михаила Козьминых. А равно и от излишне самостоятельных руководителей, что годами решали на своей территории, подобно феодальным князькам.
Напомним, Козьминых возглавлял КДХ ровно два года и восемь месяцев, причём повторно - с 2006 по 2009 год он уже руководил областной дорожной отраслью в правительстве Валерия Сердюкова. После него в комитет пришёл экс-управляющий делами губернатора Юрий Запалатский — выходец из Кингисеппского района, которого считают не только помощником, но и приятелем Александра Дрозденко. И вот, спустя семь месяцев, потребовавшихся на вхождение в дела, началась реформа ДРСУ.
Первой полетела голова и.о. директора Пригородного ДРСУ Николая Сердюка. Считавшегося человеком Козьминых руководителя сменил Алексей Молчанов, до этого возглавлявший Рощинское ДРЭУ. Кстати, Молчанов знаком с главой подведомственного комитету ГКУ "Ленавтодор" Денисом Седовым по военному прошлому.
В свою очередь, Рощинское ДРЭУ возглавил брат Алексея Молчанова - Петр Молчанов. Он четыре года работал в ДРЭУ главным инженером. А в сентябре Алексей Молчанов покидает кресло директора и уходит командовать Пригородным ДРЭУ, сменив ещё одного недалекого от Козьминых руководителя — Алексея Филимонова. Тот, кстати, не растерялся и возглавил "Государственную экологическую экспертизу Ленобласти", подчиняющуюся Госэконадзору. То есть, нынешнему ведомству Михаила Козьминых.
Интересное продолжилось в июне, когда кресло директора Гатчинского ДРСУ покинул Александр Памурзин, руководивший этим предприятием 15 лет. Хотя этот представитель старой дорожной гвардии считался вполне самостоятельной фигурой, хорошие отношения с Козьминых он наладил ещё в его первое председательство в КДХ.
В тот же месяц сменился и руководитель Тихвинского ДРСУ: 12 лет управлявшего предприятием Владимира Сунелика заменил пришедший из дорожного хозяйства Петербурга Сергей Иванов. Собеседники 47news в дорожной отрасли отмечают, что Сунелика нельзя было назвать человеком Козьминых, но у бывшего десантника не сложились отношения с Седовым.
Месяцем позже последовала отставка и.о. директора Лужского ДРСУ Дмитрия Иванова. Впрочем, он руководил предприятием только год. Любопытно, что его сменила первая женщина-директор среди всех ДРСУ области Виктория Артамонова.
Но самым горячим стал август, когда своих постов лишились сразу три знаковых дорожных директора.
Руководитель Кировского ДРСУ Марк Берхман - человек Михаила Козьминых. Правда, в пользу его увольнения в первую очередь говорили сразу два уголовных дела — по сокрытию налогов и получению взятки, фигурантом которых он стал.
Напротив, руководитель Киришского ДРСУ Валерий Геллис, благодаря крепким связям в правоохранительной системе, считался самым независимым из директоров ДРСУ. Он управлял предприятием с 2011 года и, как говорят, мог себе позволить открыто саботировать устные распоряжения Козьминых. Судя по всему, против нового руководства защита Геллиса не устояла.
А вот отставка руководителя Тосненского ДРСУ Игоря Чеха не прошла без боя. Постфактум, новый руководитель управления Дмитрий Сазанович сообщает о полной разрухе - даже здание предприятия оказалось под арестом из-за многомиллионных долгов. Сам же Чех укрывался от приказа об увольнении на больничной койке, а по инстанциям и в СМИ летели письма, обвиняющие руководство КДХ в незаконном захвате предприятия (в отличие от прочих, Тосненское ДРСУ — акционерное общество и принадлежит не КДХ, а областному КУГИ). Сейчас экс-руководитель обжалует свое увольнение в судах.
Отметим, что жар тосненскому противостоянию придает не столько дорожное хозяйство, сколько принадлежащий ДРСУ железнодорожный тупик, на котором расположены два асфальтобетонных завода строителей платной трассы М-11 "Москва-Петербург". Если в цифрах — аренда и плата за транспортировку нерудных материалов может приносить 60-70 миллионов чистой прибыли в год.
Последняя отставка прошла тихо. В сентябре свой пост покинул ио директора Кингисеппского ДРСУ Павел Горезин. На этой должности он числился с сентября 2014 года, а на замену ему пришел Евгений Смирнов, работавший заместителем главы Кингисеппской администрации Виктора Гешеле. Кстати, ранее кресло руководителя этого ДРСУ занимал Валерий Васякин — левая рука Козьминых был приглашён им руководить "Ленавтодором".
Но, похоже, главная дорожная схватка ещё впереди. Без преувеличения ключевым предприятием отрасли с оборотами под 600 миллионов рублей считается Всеволожское ДРСУ, которым с лета 2014 года руководит Алексей Струков. Это самый верный сподвижник Козьминых, который был его заместителем ещё в первое председательство в КДХ.
"Зря думаете, что Козьминых ушёл из отрасли. На Струкове завязаны денежные потоки, через предприятие объявляются крупные дорожные аукционы. В конце-концов - это самый деловой, Всеволожский район. В общем, пока Струков сидит на предприятии, Козьминых, что называется, в теме. А новому руководству очень сложно от него избавиться — слишком много переплетений",- поделился мнением собеседник корреспондента 47news в дорожной отрасли.
По нашим данным, решительности руководства КДХ избавиться от Струкова не добавляет и активность Михаила Козьминых, обладающего неплохими связями в прокуратуре Ленобласти. Например, считается, что они не чужие с начальником отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Алексеем Феоктистовым. Так что битва за бастион Всеволожского ДРСУ обещает быть жаркой.
Правда, в КДХ утверждают, что кадровая политика в отношении руководителей ДРСУ строится исключительно на принципах успешности работы предприятий. Особенно это касается тех, что расположены рядом с Петербургом.
"Ломоносовское ДРСУ уже в банкротстве, Гатчинское ДРСУ было на грани. При этом предприятие решило вообще не участвовать в конкурсах на проведение работ по ремонту местных дорог, а руководитель просил помощи комитета для проведения ремонта базы. Пригородное ДРСУ № 1, в свою очередь, в начале года находилось фактически в состоянии банкротства и имело порядка 70 миллионов рублей кредиторской задолженности. Долговой актив Кингисеппского ДРСУ перешагнул планку в 52 милилона рублей, а само предприятие систематически не выполняло нормативы работ по содержанию трасс. Подобная работа недопустима, поэтому и проводятся такие кадровые решения. Впредь принципы работы комитета в этом направлении меняться не будут", - сообщили в ведомстве.
Справка
Кресло председателя КДХ Михаил Козьминых оставил 24 октября прошлого года. Оставив дороги, он занял пост руководителя областного Госэконадзора. Как уже не раз рассказывал 47news, за 32 месяца своего правления Козьминых уделил много времени трансформированию системы подведомственных комитету ДРСУ, что называется "под себя".
Игроки дорожной отрасли не раз отмечали, что экс-предсдедатель вел свои дела достаточно, если не слишком, самостоятельно, не позволяя погружаться в них другим. Через год после назначения в КДХ, Козьминых избавился от своего заместителя Алексея Волкова, который, хотя и считался первоклассным специалистом по дорогам, но имел явное притяжение к экс-вице-губернатору по строительству Георгию Богачеву. Что же касается профильного вице-губернатора Михаила Москвина, то 47news замечал, как Козьминых его игнорировал, попросту не появляясь на планерках. В общем, как шутили дорожники времён Козьминых, КДХ под его руководством стал почти таким же секретным, как ЛАЭС.
Первый тревожный звонок для Козьминых прозвучал в конце 2015 года, когда подведомственное комитету ГКУ "Ленавтодор" (ключевой игрок при распределении дорожных контрактов) возглавил подполковник спецназа УФСИН "Тайфун" Денис Седов. Мы рассказывали, что это назначение стало инициативой губернатора. Говорят, с новой правой рукой Козьминых не сошелся вплоть до служебных записок с фиксацией времени прихода на работу, но это противостояние проиграл.