Главного по дорогам Кировского района Ленобласти Марка Берхмана подозревают в получении 200-тысячной взятки. Смешно, но столько же прокуратура хотела взыскать с него за уход от налогов. А в 47news заметили — если ты вне госсобственности — накатывают мягче.

Директору Кировского дорожного ремонтно-строительного управления (ДРСУ) Марку Берхману хронически не везёт. Всего через шесть дней суд должен был утвердить для него сравнительно мягкое наказание по уголовному делу о сокрытии средств предприятия от фискальных органов. Перспективы подсудимого казались неплохими - в ходе полугодовых прений Берхман признал свою вину, а ранее обозначенный прокуратурой штраф в 12 миллионов сократился всего до 200 тысяч рублей. Вот только согласившись с надзором, Марк очень быстро угодил под новую статью Уголовного кодекса — на этот раз 290 (получение взятки). Может, и дико прозвучит, но директор ДРСУ попался чекистам, когда всё те же 200 тысяч, да еще и 10 сверху попытался взять у коммерсанта. Сегодня следствие считает, что Берхман сдавал в аренду бизнесу казённое имущество в обход кассы госпредприятия.

Ещё один фактор невезения — под первое уголовное дело Берхман угодил по собственному заявлению. Если кратко, то, приступив к руководству ДРСУ в августе 2014 года, он якобы выявил многочисленные факты расхищения госсобственности при прежнем руководстве и обратился в прокуратуру. Вскоре отдел Следкома ко Кировскому району Ленобласти возбудил уголовное дело в отношении неустановленного круга лиц по факту уклонения от уплаты налогов на сумму около 6 миллионов рублей. Вот только два года спустя фигурантом этого дела стал сам Марк — следствие посчитало, что, возглавив ДРСУ, он должен был немедленно погасить эти старые долги перед налоговой инспекцией. Вместо этого он воспользовался финансовыми схемами, позволяющими проводить бюджетные деньги мимо арестованных счетов ДРСУ, тем самым уклоняясь от автоматического списания задолженности. В свое оправдание Берхман утверждал — в таком виде убыточное предприятие вообще не могло работать и неминуемо бы оказалось  банкротом.

В Кировский городской суд дело поступило 2 февраля этого года. Прокурор предложил Марку сознаться и выплатить двукратный штраф. Тот вину отрицал и добавлял, что 12 миллионов рублей для него сумма неподъемная. В итоге на очередном заседании 5 июля стороны достигли компромисса — директор ДРСУ признался в факте правонарушения, настаивая на отсутствии умысла, надзор снизил штраф до 200 тысяч рублей. Как мы писали в начале, приговор должен был быть оглашён 30 августа.

А практически ровно через месяц в Московском районе Петербурга сотрудники курирующей региональные дороги транспортной службы ФСБ задержали Марка с поличным. В пачке купюр, по мнению контрразведчиков,  переданных Берхману одним из коммерсантов за возможность незаконно использовать находящееся в управлении ДРСУ государственное имущество, находились всё те же 200 и ещё 10 тысяч рублей.

Мы далеки от предположения, что странная неровность суммы вызвана желанием Марка получить хоть и смешной, но профит, уплатив запрошенный прокуратурой штраф. К тому же он сам в телефонном разговоре с 47news информацию о предполагаемом штрафе назвал недостоверной. Ну а собеседники 47news в городском Следкоме только улыбнулись: "Да нет, дело вряд ли в штрафе. Просто сумма взятки была не за один месяц. Эта история долго длилась".

И вновь Марку не повезло. Формально, действия руководителя предприятия можно отнести к 204 статье УК РФ (коммерческий подкуп). Максимальное наказание — до двух лет колонии и штраф в пятикратном размере. Но важная деталь — Кировское ДРСУ полностью принадлежит правительству Ленобласти. Госсобственность позволяет воспринимать руководителя предприятия должностным лицом и говорить уже не о подкупе, а о взятке. Максимальное наказание с учётом некрупного размера тут суровее — до 3 лет лишения свободы и штраф до 20 размеров суммы — то есть 4,2 миллиона рублей.

Сам Берхман беседовать с корреспондентом 47news отказался, заявив, что появление новости на нашем сайте испортило ему все позитивные перспективы грядущего судебного заседания. Мы бы не согласились — наверняка и на этот раз у директора ДРСУ есть свои объяснения неформальных отношений с бизнесом. Но настаивать не стали.

Кстати, подобная квалификация состава преступления становится трендом. Так, 18 августа под домашний арест был помещён руководитель петербургского проектного института "Ленпроектреставрация". По версии следствия, за 880 тысяч рублей директор института предлагал частной коммерческой фирме оформить нужные ей результаты экспертизы выполненных строительных работ. Это бы могло позволить коммерсантам отсудить у Мариинского театра 8,8 миллиона рублей. Тот факт, что институт полностью принадлежит петербургскому комитету имущественных отношений, также позволил следствию возбудить дело не по подкупу, а по взятке.

Так что Марк не одинок.