Самый известный бизнесмен Выборга Александр Петров обратился за помощью в прокуратуру Ленобласти. Это не итог, а ступень полугодовалого разбора бизнес-жалоб Владимиру Путину. 47news вспомнил, как электрик гостиницы "Дружба" превратился в самого главного, растеряв на пути генералов и полковников.

Очередной раунд выборгских столкновений переметнулся на письменные столы правоохранительных органов. Как стало известно 47news, в пятницу, 13-го ноября, в прокуратуру Ленинградской области поступило обращение от депутата города Выборг, помощника депутата Госдумы Василия Шестакова, руководителя общественной организации "Спортивный клуб "Фаворит" Александра Петрова. В обращении он жалуется на то, что "правоохранительные органы принуждают неких физических лиц, не связанных с ним никакими отношениями, к даче показаний в отношении него".

Для тех, кто не помнит, расскажем, что в 2015 году Выборгский район начали потрясать теперь кажущиеся системными события.

В апреле на имя Владимира Путина поступило письмо от группы предпринимателей из города Выборг. Авторы описывали сложившуюся систему дани, где таксисты и мелкие коммерсанты вынуждены платить группировке молодых спортсменов МС-47. После этого город стало лихорадить. Сначала "этнический" отдел Управления уголовного розыска Главка полиции методично задержал основных членов группировки МС-47. Затем последовала масштабная спецоперация наркополицейских. Потом в Выборг приехала с проверкой Генеральная прокуратура. По ее итогам рапорт об уходе написал районный прокурор Олег Минаев. С должностей ушли начальник полиции, начальник полицейского следствия, начальник Выборгской таможни. Начальнику УМВД на очередной коллегии начальник ГУ МВД Умнов порекомендовал написать рапорт по собственному желанию, однако полковник Бушманов решил уйти, но на больничный.

Во время всех этих масштабных действий обыватели и люди, относящие себя к сильным мира Выборга и Ленобласти, как раз смотрели в сторону фигуры Александра Петрова. В России он больше известен как отец гонщика Формулы-1 Виталия Петрова. А вот для элиты Ленобласти — бизнесмен, многое решающий в Выборгском районе.

Вспомним, как в 80-х, когда молодой боксёр Александр Петров вернулся в родной Выборг из армии. Он устроился в гостиницу-интурист "Дружба" электриком, обслуживающим лифты. В то время посидеть в лобби этого отеля считалось экзотикой, ведь из капиталистической Финляндии туда приезжали не наши люди, привозившие с собой не только дух свободной Европы, но и заграничные товары. То есть вожделенный дефицит.

Благодаря засилью европейцев фарцовщики на западных рубежах Ленобласти не считались лицами, нарушавшими устои советского строя. Потому что в Выборге фарцовкой занимались практически все. Петров не стал исключением, а потом во времена перестройки многие еще помнят его как человека, следящего за порядком на местных рынках.

Конец 90-х годов для Александра Петрова связан с личностью Ильи Трабера. В прессе его сравнивают с "ночным губернатором" Петербурга Владимиром Кумариным. Однако это сравнение скорее преувеличение, чем правда, ведь даже в то время фамилия Трабера в специализированных сообществах, за исключением выборгских, конечно, требовала пояснений, кто это и откуда. Кстати, в его офисе в Центральном районе Санкт-Петербурга на Старорусской улице у входа вязью выложено: "Мир входящему".

В СМИ того периода довольно вольно трактуют систему власти, сложившуюся в районе как ОПГ. В смысле - организованную политическую группировку. Считается, что Илья Трабер сколотил вокруг себя соратников, среди которых и был Александр Петров, ставший депутатом горсовета. Шла борьба за утверждение над сферами влияния выборгского крупного бизнеса, среди которого основным был Выборгский судостроительный завод и Выборгская топливная компания. Кровью отметилась политическая война с братьями Рубиновичами, один из которых, Сергей, как раз возглавлял совет депутатов, а другой, Спартак, погиб после одного из бандитских столкновений. В результате хитросплетений главой администрации района стал Георгий Порядин.

Современная молва приписывает Александру Петрову в группировке Трабера статус "лейтенанта", намекая на то, что он занимался силовым предпринимательством с "пехотой". Все бизнесмены, желающие работать или уже работавшие в районе, знали, что для начала нужно посетить второй этаж гостиницы "Выборг", где до сих пор располагается офис Петрова.

Вспоминают, что когда Петров с товарищами подъезжал в любой отель города, перед его приходом выстраивался оркестр и играл приветственные мелодии. Отель "Дружба", конечно, стал его собственностью. С того времени Петров ездит в сопровождении охраны на мини-вэне Mercedes, который выборжцы называют "дом на колёсах", - говорят, броня выдержит автоматную очередь. Порой помощниками Петрова, в том числе становились воспитанники спортивных клубов "Фаворит", в которых занимаются практически всеми видами спорта.

Официальную власть в ту пору представлял Георгий Порядин, к которому, впрочем, Александр Петров заходил без стука. За тем, кому и когда встречаться, следил ещё один одиозный бизнесмен, Олег Цой. В 2006 году Порядина сменил боксёр Константин Патраев (с 2012 по 2015 — первый вице-губернатор Ленобласти), что не изменило стратегической расстановки сил в жизни района. Старожилы вспоминают, что, несмотря на внешнюю тесную связь, люди Петрова через пару лет начали занимать посты в администрации Патраева, в частности, заместителем стал преданный Петрову Владимир Рошкович, а главой совета депутатов — не менее преданный Александр Лысов. Некоторым это напоминало слежку.

Помимо коммерческих дел, фамилия Петрова стала ассоциироваться со славой. Не только его, а сыновей, которыми он очень гордится. Старший, Виталий, известен под прозвищем "Выборгская ракета". В 2010-2011 годах был пилотом команды "Рено" в Формуле-1. Некоторые утверждают, что ради мировой известности Виталия, занявшегося дорогим видом спорта, отец влез в долги.

Кстати, долг висел, в том числе и на Выборгском судостроительном заводе, одним из акционеров которого числился Александр Петров. В определённый момент займы брались из расчёта того, что "Газпром" начнёт строить буровые платформы для Штокманского месторождения. Когда стало ясно, что монополия не слишком в этом заинтересована, Петров в одном из интервью выступил с критикой руководство "Газпрома", который не поддерживает спонсора самого знаменитого российского гонщика. За откровенностью последовал приезд нескольких шкафообразных мужчин, настоявших на продаже предприятия Объединённой судостроительной корпорации.

Младший, Сергей, – классический музыкант, которого приняли без экзаменов в консерваторию Вены. Он пошел в себя. К тому же он по-настоящему, а не потому что модно, занимается историей православия.

Примерно в 2011 году Илья Трабер покинул Выборгский район, а позже и страну. Его приближённые утверждают, что из Кремля ему указали на необходимость либо сменить коллектив, либо покинуть его. Проникновение подручных во все сферы жизни было настолько велико, что выкорчевать оттуда Трабер мог только себя, уехав на постоянное место жительства в Италию.

Через год стало скучно Константину Патраеву, который весной 2012 года пришёл к губернатору Валерию Сердюкову и попросился на выход из муниципальной власти. Олег Цой углубился в религию, по неподтверждённым данным, он дошёл до сана дьякона.

Александр Петров и тут остался главным.

Как говорят товарищи Петрова, в частных философских беседах он часто повторяет, что в районе ему и остальным ещё жить и потому его надо развивать. Правда, суровые правила вхождения в бизнес, исключающие чужаков, остались прежними, потому желающих инвестировать в муниципальное образование мало. Зато Петров чрезвычайно искренне ратует за развитие спорта и приближение к европейским стандартам.

"Генералы и полковники ушли, остались капитаны", - прокомментировал один из собеседников 47news, имеющих отношение к Выборгскому району. "Трабер был главным, и у него была выстроена система. Он основной игрок, а все остальные — младшие партнёры, исполняющие определённые роли. Петров не смог стать вторым командиром, потому команда разбежалась, но остались привычки", - заметил другой.

Что бы ни случилось дальше, общественное мнение устроено так, что сокращение количества силы чувствует и начинает внимательно смотреть на лидера, не упали ли его котировки. А собеседники 47news в правоохранительных органах настаивают, что история не окончена. Тем более что времена в последнее время стали чересчур быстро меняться.

Юлия Гильмшина,

47news