Председатель Волховского суда Макаров решил принять 47news. Но в последний момент передумал, заставив корреспондента побродить по городу. Стало понятно, отчего среди власти – пусто. Все готовятся к штурму наркоспрута. И вообще, дела там забавные.
Квалификационная комиссия Леноблсуда 24 сентября продлила полномочия председателя Волховского городского суда Алексея Макарова. На шесть лет, как президенту России. Через пару дней из администрации Волхова в редакцию поступил звонок. Да не простой, а от доверенного лица судьи– заместителя главы администрации района Сергея Юдина. Ответственное сообщило, что председатель суда готов принять корреспондента 47news.
Именно так: "Готов принять".
Круг информации при этом Юдин оставил за скобками телефонного разговора, хотя этот круг был очерчен недавней серией публикаций о Волхове и мафии. Серия была сочная, о ней придется напомнить.
Поводом послужило обнаружение 31 августа тела без головы авторитетного жителя Волхова Сергеева по прозвищу "Черный". По подозрению в его убийстве был арестован сотрудник волховского наркоконтроля Макеев. Эпопею подогрела стрельба в кафе "Зазеркалье", когда 5 сентября местные и известные авторитетные "Мотя", "Сяпа" и "Жамыч" приехали на поминки. Оттуда с пулевыми ранениями они убыли в больницу.
Как тогда выяснил 47news, о существовании вышеуказанных не знали, по их словам, только силовые структуры и чиновники Волхова.
Редакция даже нарисовала карту рисков правоохранителей. Заодно 47news описал исчезновения людей в Волхове и Киришах в процессе захвата "волховскими" рынка сбыта наркотиков. И в конце концов редакция нашла тех, кто многократно штрафовал местную Коза Ностру.
Отметим, что о жизни замечательного судьи Макарова редакция знала, но попыток связаться с ним не предпринимала. Потому что судья.
Сегодня же мы его благодарим. Своим чутьем, а в вероломство мы верить не желаем, он дал повод исследовать Волхов.
Каприз
В 05:30 понедельника, 29 сентября, корреспондент зашел в вагон электрички на Московском вокзале Петербурга. 140 километров пролетели сонно, к восьми утра 47news оказался на волховском перроне. И тут нам раздался звонок. На проводе был опять и сам Сергей Юдин.
"Судья Макаров не сможет вас принять", - бодро отрапортовал он. Путем слез и шантажа пришлось истребовать мобильный судьи Макарова. Макаров подтвердил слова и предположил, что, возможно, "сможет завтра". На напоминание, что мы не навязывались, после раздумий он всё же ответил: "Наберите меня в 15:00".
Возможно, в Петербурге это и именуется хамством, но мы не в Петербурге. В губернии это можно назвать капризом.
Делать было нечего. Корреспондент отправился по описанным в публикациях местам. На это он имел семь часов.
"Вокзал - Больница - Зазеркалье"
На выходе из вокзала 47news увидел пять маршрутных и рейсовых автобусов с идентичным и жизнеутверждающим маршрутом: "Вокзал - Больница". Вспомнив, что после стрельбы в "Зазеркалье" "Мотя" и "Сяпа" (они же Матвеев и Ионов) лечатся от пуль в Волховской ЦРБ, корреспондент заплатил 23 рубля и отправился на конечную.
Побродив по палатам отделения хирургии, встретил врача. Когда 47news спросил об искомых, взгляд хирурга потяжелел. Он сквозь зубы ответил: "Неделю назад выписали" и внимательно посмотрел. Пришлось попрощаться.
Следующим пунктом перемещения по Волхову стало кафе "Зазеркалье", где вылечившиеся получили пули.
Дверь в "Зазеркалье" была чуть приоткрыта. 47news пару раз сфотографировал вывеску и общий план.
На втором щелчке из кафе вышел улыбающийся южанин среднего роста и аккуратно притворил железную дверь. Услышав, что беспокоит пресса, представился Эльхамом, подбоченился и рассказал об обстоятельствах кучной пальбы 5 сентября.
"Понимаешь, близкие Черного (убитого Сергеева, за что был арестован офицер Макеев - ред.) привезли в пятницу продукты к поминкам. И брат его был. Всё сами закупали. Наши повара должны были только приготовить. Стали разгружаться на входе. Вдруг подъехала машина. "Мотя" вышел со своими и буквально через две минуты разговора — понеслось. Видимо, до этого на телефонах терли. Кто-то забежал внутрь, началась пальба. Мы потом пули из барной стойки выковыривали и вообще ремонт сейчас делаем. Вот здесь всё в крови было", - поделился Эльхам и показал на крыльцо. Затем недовольно продолжил: "Для бизнеса вообще не полезно. Теперь народ не идет, говорит - стреляют у вас. Не по-людски "Мотя" поступил. Хочешь стрелять - вот тебе стадион (тут он показал на противоположную обочину и ограждение стадиона). Всегда ведь стреляли. А от "Моти" до сих пор никто не подъехал". И проявил осведомленность: "Хотя его выписали".
После предложения Эльхама стрелять на стадионе корреспондент вспомнил, что за 100 метров от "Зазеркалья" видел школу.
В ответ на вопрос 47news о наркотиках в Волхове собеседник искренне рассмеялся: "Слушай, дорогой, все почти в открытой продаже, но на нашей территории их нет. Пытались тут одни торговать, но приехали наши из Питера и очень сильно их наказали". После вопроса о действиях полиции Эльхам с жалостью посмотрел на корреспондента - дурак, мол, совсем. "Это Волхов. Нет здесь власти. Хозяин нужен", - изрек Эльхам и эмоционально привел пример: "Понимаешь, у нас бы в Баку за такую стрельбу за пять минут бы всех нашли и наказали".
Мы поверили, ведь 47-й регион - не Петербург и не Баку.
Также от Эльхама 47news узнал, что брат убитого Сергеева, Александр, сейчас "дома, в Баку". На прощание Эльхам сообщил, что накануне поминок близкие (не путать с родственниками – ред.) "Черного" попросили выключить камеры внутри и снаружи: "Мол, мало ли какие люди будут, зачем, мол, отсвечивать. Как чувствовали эту заваруху. Но в пятницу внешняя работала. Мы пленку ментам отдали". За время разговора мимо несколько раз проехали дорогие джипы.
Эльхам приветливо махал.
Сам ты ФСБ
До гипотетической встречи с судьей оставалось время. Мы пошли на улицу Льва Толстого, 8, в ФСБ. Выбор был предсказуем. Днями ранее мы дольше всех беседовали с ними по телефону и еле-еле смогли добиться их точных координат.
У первого подъезда дома 8, 47news заметил несвойственную городу деревянную пристройку, обнесенную забором с колючей проволокой и видеокамерами.
Подумалось — у цели.
Корреспондент позвонил в домофон. В ответ на вопрос: "Это ФСБ?" из динамика раздалось раздраженное: "Сам ты ФСБ. ФСБ в соседнем подъезде".
В соседнем подъезде вновь сориентировали: "ФСБ на втором этаже, квартира 12, у них балкон зарешеченный".
А вот после звонка в нужную квартиру дверь открылась без предварительных вопросов.
В проеме стоял улыбающийся молодцеватый "блондин-джемпер-в-ромбик". Посмотрев удостоверение и гыкнув "47news" нырнул в сумрак прихожей и зычно позвал: "Дмитрь Юрьч! Дмитрь Юрьч! К вам пришли".
Затем, со словами "чего, как не родной, заходи", махнул рукой. На наше удивление, что, мол, отдел располагается в квартире, гордо ответил: "Тут две объединены. Очень хорошо". Блондин загадочно рассказал и о сарае с колючкой: "Это не наше, там пулеметы хранят".
Вдруг корреспондента ослепил блик от массивного герба на стене. В этот момент вместо "Дмитрь Юрьча" в прихожую вышла высокая и элегантная дама лет 35-ти. Можно сказать, что когда-нибудь она могла бы сыграть роль "М" в бондиане. Разведчица приблизилась вплотную. Чтобы избежать приятного, но неловкого на людях контакта, корреспонденту пришлось отступить к двери. На попытки доложить и узнать имя собеседницы, дама сказала, что у них сейчас аврал. На вопрос об имени тихо ответила, посмотрев в глаза: "Вам этого знать не нужно".
Когда дверь затворилась, корреспондент испытал ощущение.
Из-за двери раздавалось не женское: "Саша, ты охренел?!"
Сразу после удачного визита на мобильный корреспондента поступил звонок с Литейного, 4: "Зачем вы людей тревожите? Они же с террористами и всякой нечистью борются, а при виде нормальных людей теряются".
(Хорошо, что в тексте было наречие "нормальный", а то журналист чуть не принял себя за нечисть).
Корреспондент оглянулся. И… террористов вокруг не заметил.
Дымка
Следующий визит был в ОМВД по Волховскому району на улице Державина. Он получился кратким. Удалось пообщаться с несколькими сотрудниками на улице. По отрывочным репликам мы поняли, что силы полиции как никогда сосредоточены, а мускулатура планирования напряжена. И все это, якобы из-за шума, дошедшего до "самых верхов". (цитата - ред.) Послышалось даже, будто ко Дню сотрудника МВД, 10 ноября волховский наркоспрут будет размотан.
По внешним признакам, прокуратура также участвует в блиц-криге. Прибывший в надзор на Кировском проспекте корреспондент узнал от сотрудников, что в этот день намечено четыре совещания, в том числе межведомственное. Кстати, сегодня, в 10 утра, по информации нашего собеседника в областной прокуратуре, в Петербурге началось совещание по вопросам организованной преступности. Говорят и докладывают районы.
К Волховскому Следственному комитету пришлось продираться натурально через лес. Здание на Новгородской, 5 похоже на склад за ветками. Но к нему ведет тропинка. Репей набился даже за пазуху.
Символично, что ранее в этом же здании над следователями сидели прокуроры. Об этом говорит вывеска. Рядом доска ветеринарной конторы.
Массивная дверь на третьем этаже открылась. Корреспондент забыл представиться и спросил начальство. В проемах кабинетов щебетали девушки. А суровые мужчины говорили в телефоны весомые фразы, типа: "Нет, еще не возбудились" и перечисляли статьи Уголовного кодекса.
Выяснилось, что руководитель отдела Светлана Костина до 8 октября в отпуске, а замещающий начальницу Виталий Войнов на совещании с прокурорами. В момент общения с секретаршей он вернулся и отвлек от разговора. Пришлось раскрыться. Ответы на вопросы 47news были суровы и лаконичны: "боремся", "работаем", "пока рано", "обращайтесь в пресс-службу". Градус ситуации неожиданно снизила дымчатая кошка-подросток в желтеньком ошейнике. "Ее зовут Дымка. Она у нас живет", - прокомментировали неожиданно подобревшие сотрудники. Попрощались на веселой ноте.
Дымка прыгала за 47news до самого выхода.
Вне зоны
Пробило 15:00 по мск. Мобильный председателя Алексея Макарова оказался выключенным.
Нарядное и почти новое здание суда рядом с полицией радовало. Дежурный пристав дал подзарядить телефон и соединил с помощницей председателя. "Мы сами не знаем, где он", - ответила девушка.
Дальнейшие попытки приводили к идентичному ответу: "Телефон абонента вне зоны". Доверенное лицо, он же глава администрации Юдин, не смог объяснить происходящего. В ответ на предложение о встрече уже с ним, скороговоркой отказался, сославшись на что-то.
Пустой фикус
Офис наркополицейских было найти не просто. Хотя адрес здания был известен: Волховский проспект, 28. Проблематично было найти в него вход. К черной двери без вывески, с замусоренного торца здания, у неухоженного парка 40-летия ВЛКСМ, вела заросшая тропка.
На втором этаже обветшавшего здания обнаружилась вывеска. В кабинетах никого не было. Единственная сотрудница сообщила, что все уехали на совещание в Петербург. Ощущения от визита были похожи на посещение советской бухгалтерии в выходной день. Пыльно, гулко и фикус в кадке. Обнадеживали лишь приклеенные листочки ростомера для задержанных, а настораживало объявление на доске.
Название шаблона гласило: "Прошу перевести меня в другое подразделение".
Как рассказали 47news в управлении ФСКН, после скандала со старшим лейтенантом Макеевым был уволен начальник отдела, его зам и двое сотрудников. Еще один скоро также покинет ряды. Сейчас должность начальника межрайонного отдела занял Виктор Сафронов.
Заместителем стал Валентин Федоров. Оба из Киришей. Там же и живут.
К чему мы это говорим, сами не понимаем.
Марсельская "Maff”
Следующим пунктом стало точка общепита "Марсель", расположившаяся неподалеку от офиса наркоконтроля, на Волховском проспекте, дом 7. По рассказам правоохранителей, именно здесь собираются авторитетные сливки. В пять вечера понедельника в заведении было пустынно. Официанты таскали столы, администратор придумывала на ноутбуке тематическую вечеринку. Корреспонденту не отказали в американо. Стул к бару пришлось тащить самому. Обстановка, по меркам Волхова, была вполне гламурная. Темная обивка и серебряные вензеля на барных полках, ВИП-зона и ВИП-кабинет с надписью "Maff"
На предложение передать завсегдатаям бара "Моте", "Сяпе" и "Жамычу" визитку с номером корреспондента, бармен Денис лишь переспросил: "Матвееву?". Получив утвердительный ответ, кивнул.
Визитку взял.
Наверное, у них строго. Раз взял, значит - передаст.
Эти
Уже вечером, на одной из аллей Волхова, корреспондент услышал разговор двух пожилых женщин. Местная жительница Галина рассказала, что ее дочь, мать четверых детей, уже год "сидит". "Приходит, глаза вытаращены, водкой не пахнет. То на печь бросается, то в окно. Благо, на первом этаже в столетнем бараке живем на Мурманских воротах (район на окраине Волхова — ред)".
От Галины 47news узнал, что розницей занимаются цыгане в бараках района "Дубки". "Только и видно, как молодежь туда шастает. Прыг на автобус и через час возвращаются довольные. Сосед мой так вообще, на крыльце в ногу уколется, шприц бросит и за руль. Была раз в Дубках недавно. На остановке страшно. Вокруг "эти" автобуса ждут толпами".
Во второй раз за день корреспондент почувствовал на себе жалеющий взгляд, когда задал вопрос о власти. "Ничего с места не сдвинется. Всё бестолку. Молодых на улицах-то уже нет. Все перемерли. Только "эти" остались".
Перед отъездом 47news наведался в адрес прописки убитого Сергеева, к дому 1 по улице Вали Голубевой. Гуляющая рядом пара из соседнего дома рассказала, что он здесь уже давно не живет. "Но, его мы помним. Тем более знаем, что с ним случилось".
Оказалось, что собеседники имеют отношение к транспортной полиции. "По ж/д сейчас наркотики в Волхов возить почти перестали, если не брать студентов с химией. Везут как-то иначе", - поделились собеседники данными, что правоохранители обожают секретить в справках.
Ожидая вечернюю электричку, корреспондент спросил у привокзального таксиста, где обычно его клиенты покупают наркотики. "Ну-у, в основном Дубы, конечно, и район Марата, а в целом, везде продают".
Реклама этюда
Что хотел рассказать редакции председатель Волховского городского суда Алексей Макаров, так и осталось маленьким секретом той большой компании, которую мы обошли благодаря ему.
Мы думаем, что на словах "спасибо" передают лишь вежливые. Благодарные делают иначе. Поэтому 47news в ближайшие дни посвятит судье очередной волховский этюд.
В начале текста мы предполагаем интонацию прошлого: "Из судейского".
Тем более, что это ему не повредит. Он же уже переквалифицирован 24 сентября 2014 года до года 2020-го.
Виктор Смирнов,
47news