В официальный женский день к пожилой петербурженке Татьяне пришёл не очевидный мастер Алексей. Она хотела, чтобы стиральная машина не ходила ходуном, а мужчина исхитрился поменять деталь за 30 тысяч. Такой "БытСтирСПб".
В конце января телеграм-канал "Ленинградский Cyber-страж", где полицейский главк Петербурга и Ленобласти рассказывает, как войти в Сеть и не остаться без денег, опубликовал историю о замене сливной помпы в посудомоечной машине за 11 тысяч рублей. В рассказе о вымышленном ремонте бытовой техники фигурировало название компании "БытСтирСПб", а сам пост иллюстрировала квитанция, она же бланк бытового подряда, от этой сервисной службы.
Через полтора месяца 47news вновь услышал заурядное название "БытСтирСПб" и увидел уже знакомый жёлтенький бланк, где напротив выполненных работ расставляются суммы. Работ, как правило, много, но они довольно банальные, зато суммы приличные.
Как стало известно нашему изданию, 12 марта в полицию Приморского района Петербурга поступило заявление от пенсионерки Татьяны. Дело в в том, что пожилой женщине потребовалась помощь — надо было отрегулировать ножку стиральной машины. В праздничный день 8 марта к ней пришёл мастер Алексей и насчитал солидные 30 тысяч рублей. Сумму он вписал в квитанцию со штемпелем "БытСтирСПб".
Корреспондент связался с озадаченной Татьяной. Она рассказала, как так вышло, что подкрутить ножку к "стиралке" - это теперь закон больших чисел.
По словам собеседницы, её бытовая неурядица не была катастрофой, но, что называется, раздражала. При отжиме Siemens начинал гулять и уходить в сторону, стиральную машину приходилось придерживать рукой. В остальном — никаких претензий. Всё-таки следует разобраться с разбалансировкой - решила Татьяна, когда опустила руку в почтовый ящик и достала рекламку. В листовке обещали не только профессиональный ремонт, но и "русского мастера".
На вызов приехал Алексей. Мужчина лет сорока или около того оказался довольно болтлив и с порога попросил кофе. Вопрос о стоимости услуг проигнорировал, но справился о наличии времени и сходу "полез внутрь машины". Довольно скоро мастер вынес свой вердикт. Источником бед, по его версии, являлся "циркулятор воды". Его следовало срочно менять. На повторный интерес о стоимости услуги Алексей лишь пообещал скидку и попросил не волноваться.
- И всё говорит-говорит, а говорит — ни о чём. Сплошное ля-ля. Про 13-летний опыт, про семью, про дочь, про кофе. Вообще, вид у него такой был — не назовёшь такого мастером. Не было в нём какого-то благородства рабочего что ли. И не в сношенных носочках дело, - вспомнила своё 8 марта петербурженка Татьяна.
Расправившись с нутром стиральной машины, болтун Алексей перешёл к учёту собственных трудозатрат. Судя по итоговой сумме "русский мастер" считает себя чрезвычайно эффективным и высокооплачиваемым специалистом. Тогда-то в бланке бытового подряда появилась цифра 30 000 рублей.
- Я располагала 3 тысячами. Подкрутить ножку за эти деньги более чем возможно. Я абсолютно точно вписывалась в бюджет. А если что, то решила, что с пенсии отдам. Но когда я увидела сумму в 30 тысяч рублей, то, конечно, просто обалдела, - такое впечатление, что Татьяна до сих пор в шоке от математики "БытСтирСПб".
Пенсионерка "поплыла" под напором Алексея. Он давил масштабом проделанной работы, на которую его никто и не подбивал, а также грозил серьёзной беседой с руководством. По словам Татьяны, она на нервах подписала бланк, и после не без труда набрала три с половиной тысячи рублей из тех 30 тысяч, что ей насчитал мастер. Алексей покинул квартиру демонстративно обиженным.
предоставлено Татьяной
Однако, проанализировав данные в столбиках в квитанции, Татьяна пришла к выводу, что цифры в бумаге подозрительно дутые. Они выглядели странными, даже с учётом скидки, которую с мастеровитого плеча по-барски предложил Алексей. Оказалось, что пресловутый "циркулятор воды", который полез менять умелец, в магазинах города стоит не назначенные 16 тысяч, а, дай бог, полторы. Да и вообще, оказалось, что у сервиса "БытСтирСПб" и в социальных сетях, и на сайтах отзывов репутация откровенно негативная.
По словам Татьяны, ее последующие звонки в контору, в которых фигурировали слова "обман" и "мошенничество", обернулись грубыми ответами того самого Алексея и намеками на угрозу, мол, знаю, где вы живете. Также предлагали варианты урегулирования ситуации, каждый из которых всё равно финансово бил по пожилой клиентке. Например, заплатить меньшую сумму, но лично ему.
47news уже писал о чудном мире петербургского нишевого конфликтного ремонта, в котором существуют объединения с незатейливыми названиями "ЛенМастерПро", "Объединение Сервисных компаний", "Ремонт бытовой техники", "Ассоциация сервисных компаний" и прочие ремонтные "помогайки". Как правило все эти компании — исключительно набор букв на рекламной листовке и расписке мастера. Найти юридический адрес и другие реквизиты этих контор проблематично, так как их зачастую просто нет. В редких случаях можно наткнуться на страничку в соцсети или подобие сайта.
В целом не удивительно, что и система для проверки контрагентов СПАРК никакого "БытСтирСПб" не знает.
Корреспондент 47news, конечно, набрал номера, по которым от имени "БытСтирСПб" обещают отремонтировать всевозможную бытовую технику. Участливый женский голос соединил с мужским и грубым. Он выслушал и про море жалоб, и про тревожные звонки в редакцию, и про интерес журналиста к вопросу юридической регистрации, организационно-правовой форме сервиса, в конце концов, к руководителям компании. Сложилось впечатление, что собеседнику абсолютно всё равно и на помпы, и на "циркуляторы воды", и на ИНН, и на ЕГРЮЛ.
- Я диспетчер, принимаю звонки и передаю их руководству. Ничем помочь не могу. Всё, - рявкнул безымянный товарищ из "БытСтирСПб" и сбросил звонок, словно нажал на кнопку исправного сливного бочка.