В дороге он не станет рассказывать, что такси – его хобби, и не посмеется над "Юмор FM". 47news посмотрел на наши немые стереотипы.
По Петербургу и Ленобласти, согласно статистике "Яндекс.Такси", колесят более 130 глухих и слабослышащих водителей. 47news поговорил с одним из них. Нас интересует рефлексия клиентов.
Руслану 25 лет, он из Новосибирска. Женат, дочь. Глухой, родился и вырос в семье глухих. Еще месяц назад работал у станка. Стаж вождения – шесть лет. Мы общались по видеосвязи через сурдопереводчика. На экране был улыбчивый и позитивный парень.
– Почему такси?
– Многие глухие работают в такси. Эту работу мне хвалили, говорили, что хорошая, прибыльная. Решил попробовать. Устроился всего месяц назад.
– До этого чем занимались?
– Четыре года работал слесарем и сборщиком электроники на заводе, где, в том числе делали телевизоры.
– Как пассажиры узнают, что вы глухой?
– Когда пассажир садится, говорю: я глухой. Он одобрительно кивает, и мы едем. Бывает, что пассажиры, когда высаживаются, используют жест "спасибо". Меня это удивляет – казалось бы, откуда им знать. Причем, скорее всего, они не обладают полностью жестовым языком, но выучили это слово.
Вообще приложение Яндекс Go оповещает пользователя о том, что к нему на заказ приедет слабослышащий или глухой водитель. Еще в машинах на креслах есть подголовники с информацией о том, что водитель не слышит.
– Что делают, если хотят вам что-то сказать?
– Пишут в заметках телефона и показывают, либо СМС. Например, если хотят, чтобы я остановил раньше. Я останавливаюсь.
– Не было такого, чтобы вас трогали?
– Такое было, когда я только начинал работать, один раз. Вез мужчину, он схватил меня за плечо, я испугался. Он хотел сказать, мол, тормозите здесь. Тогда я еще не говорил о том, что не слышу, а просто молча забирал пассажиров. После этого случая начал говорить, чтобы было взаимопонимание.
– Если сравнить молодежь и более старшее поколение, есть различия в отношении?
– Молодые люди как бы более внимательны, чаще стараются что-то показать на жестовом языке, старшие же более равнодушны – молча садятся и выходят.
– Сталкивались с негативом? Ощущение, что вас за спиной обсуждают?
– Ну, я глухой, как я узнаю…, – отшутился Руслан. – Даже если да, я не обращаю внимания, не думаю об этом. Откровенного негатива ни разу не было, но я еще слишком мало работаю.
– В сети часто можно встретить ролики, на которых клиенты кричат, оскорбляют водителей. Вы бы как отреагировали на хамство?
– Просто выполнил бы свою работу – довез пассажира до конечной точки, и все.
– Отношение к стереотипу, что с глухим водителем опасно ездить?
*Собеседник снисходительно улыбнулся, сдвинув брови, и приложил палец к виску*
– Это же неправда…Глухие водители внимательно смотрят на дорогу. Без звуковых сигналов я ориентируюсь с помощью зеркал. Просто смотрю в зеркала и вижу все, что происходит. Я часто сталкиваюсь с тем, как другие водители на дороге нарушают, приходится им уступать.
– А что с чаевыми? Больше, по сравнению со слышащими водителями?
– Чаевые бывают, но их всем оставляют. У коллег не спрашивал. Все получают, но сколько именно – мы это не обсуждаем.
– Что за месяц работы запомнилось больше всего?
– Был заказ от пьяного мужчины – он вызвал такси до магазина, который находился на обратной стороне дома, хотя туда можно было дойти пешком. То есть забрал с одной стороны и надо было завернуть за угол. Я его отвез, он вышел из магазина, подарил мне сок и попросил довезти обратно. Забавно.