Зафиксирован чуть ли не первый случай угона китайского электромобиля. К этому всё шло, и вот — приехали. 47News спросил, на что годятся его внутренности.
В центре Сосново, у "Пятёрочки" 26 февраля не обнаружил свой новый китайский электромобиль Voyah Free 35-летний врач петербургской поликлиники, а по совместительству торговец на маркетплейсах. Ущерб оценен под 7 млн рублей.
Как рассказали 47news участники петербургского и областного рынка автострахования, случай с угоном китайского электромобиля в Сосново можно действительно считать редким. Статистики по похищению таких автомобилей нет, так как если и было что-то подобное, то это были "единичные случаи", "капля в общем море цифр и информации", "считай, что это 0,000001%".
При этом специалистов несколько смутила стоимость угнанного Voyah Free. Этот новый китаец действительно "на хайпе" в сентябре 2023 года стоил под 7 миллионов. После того, как этап импульсных покупок завершился, цена на машину упала до 4 млн 100 тысяч. А в настоящее время Voyah Free 2024 года выпуска стоит четыре с половиной миллиона рублей. При этом Voyah Free не называют в чистом виде электрокаром: это гибрид, так как кроме электрочасти на нём установлен полуторалитровый двигатель внутреннего сгорания.
Опрошенные 47news эксперты солидаризировались во мнении, что угонять такую машину можно только с одной целью — для разборки на детали и последующей их реализации. В этом плане машины Voyah обладают особенностью.
"В отличие от LiXing L7 и L9, этот автомобиль после ДТП и срабатывания подушек безопасности не превращается в кирпич", — отметил один из собеседников корреспондента.
У новых машин из КНР, хлынувших в Россию как по параллельному импорту, так и через дилеров, также возникают проблемы с запчастями. Если западный автопром покинул страну, то восточный оказался не готов в полной мере снабжать российский рынок запчастями, техкартами по ремонту, диагностикой и софтом. Спрос на дефицитные запчасти порождает предложение со стороны угонщиков. В электромобиле интерес могут представлять абсолютно все кузовные и навесные детали.
"Сам по себе угнанный электромобиль ценности не представляет. Хозяин ведь способен управлять такой машиной с экрана смартфона. Да, угонщики могут отрубить у электрокара геолокацию, но что с ним потом делать? Автомобиль надо оживить, а потом продать — это нереально. Значит, потребовался донор. Не исключено, что где-то есть машина, которую надо реанимировать после ДТП. И опять же, как угнали? Скорее всего, Voyah поставили на эвакуатор и увезли. Сомневаюсь, что его завели. Для этого нужен штатный ключ, значит, надо было его украсть у владельца", — размышляет один из экспертов автомобильного рынка.
Автоэксперт Виталий Новиков тоже считает, учитывая сегодняшнее состояние рынка, что смысл угона электромобиля Voyah может заключаться исключительно в деталях.
"Автомобиль — один из самых популярных. Это один из немногих случаев, когда машина официально продаётся в России, имеет поддержку. За прошлый год было продано 4 тысячи экземпляров, то есть это серьёзная история. Расчёт угонщиков понятен. Цены растут. Люди ищут возможность сэкономить. В этом порыве экономии добросовестный приобретатель обращает внимание не на все нюансы", — размышляет Новиков.
Ещё один из собеседников 47news также обращает внимание, что угон Voyah произошёл в условиях, когда цены на китайские автомобили и комплектующие пошли вверх. Февраль — это Китайский Новый год — в течение нескольких недель страна останавливает производство и логистику и отдыхает. Как следствие — отправки авто из Китая в Россию сократились, цены на машины и запчасти выросли на 10%, на 20% увеличилась таможенная пошлина. Такое положение дел могло сформировать спрос, удовлетворить который оказались готовы угонщики.
Согласно данным "Открытие Авто" (блок автобизнеса российского банка "Открытие"), по итогам 2023 года китайские автопроизводители продали в России 553 тыс. автомобилей, а общая доля китайских автомобилей с учетом параллельного импорта возросла за год с 17% до 49%. Из того китайского, что было продано в России, доля электромобилей составляет почти 4%. Самые популярные — Haval, Chery и Geely. В 2024 году только эта тройка запланировала продать в России свыше 600 тысяч автомобилей.
Александр Калинин,
47news
Ленобласть внимательно смотрит в сторону электрокаров, в регионе даже есть большой план развития инфраструктуры для зарядки электрического автотранспорта вплоть до 2030 года. Однако похищения электромобилей в "бензиновой" стране по-прежнему считаются "экзотикой".