Десяток миллиардов отделяет Новосаратовку от превращения в новую ошибку. Зато всем застройщикам приказано включить воду. Где тут шантаж, а где – перспективы, в интервью 47news с вице-губернатором по строительству.

Строительная верхушка России не погладит чиновников Ленинградской области по голове, но пока это не страшно. Сегодня у дольщиков появились хоть не быстрые, но перспективы. Всем остальным – лучше побыстрей рожать, иначе даже квартиру в Кудрово не купишь. А вот застройщикам лучше прекратить бегать – времена договорённостей прошли.

Обо всём этом, о том, какой город кроме Новосаратовки ждать Ленобласти, о строительстве вокруг будущего КАД-2, рассказал 47news Евгений Барановский.

"КРАН КРУТИТСЯ И СЛАВА БОГУ"

- Наконец, мы переступили порог того года, который Владимир Путин обозначил как первый, когда в России не должно остаться обманутых дольщиков. Не сложно догадаться, что Ленобласть подошла к этой дате с проблемными объектами. Если на пальцах, как обстоят дела?

- Сегодня у нас в реестре порядка восьми тысяч обманутых дольщиков, это 27 объектов. Имеются в виду не жилые комплексы, в одном может быть и несколько домов. Их считают, как объекты. Когда я заступил на должность, в августе 2021 года, было 264. Работаем, бодрим, занимаемся.

- Политическая жизнь в нашей стране делится до марта и после марта. Есть понимание, сколько из них не завершить за первые три месяца 2024-го?

- Да, речь о трёх жилых комплексах, в реестре они будут обозначены как 11 объектов, там 3976 дольщиков. Но я бы даже не сказал, что они проблемные на сегодняшний день, ведь есть точный план достройки. ЖК "Ленинградская перспектива", теперь это ЖК "Фотограф", мы передали новому застройщику "Мавис". Стройка началась с демонтажа, и застройщик сегодня активно перезаключает договоры с пострадавшими гражданами. Строится по эскроу, на счетах девелопера – миллиарды, строительство будет идти весь 2024-й.

Или вот "Десяткино 2.0". Третий корпус подрядчик, компания "Стройгранд", возводит с нуля. Работа очень тяжёлая – нужно было и два существующих параллельно достраивать. Выбились из графика, но к концу весны добьём.

ЖК "Ромашки" - это наследие известной компании О2. Застройщика не меняли, достраивал сам, вот, к лету – четвёртый корпус из четырёх.

Ну и плюс "Рябиновый сад". Пришлось выгнать подрядчика. Мы решили, что лучше ужасный конец, чем ужас без конца, заключили повторные договоры, и шесть домов к лету закончим.

- И как думаете, что по поводу этого списка скажут наверху?

-  На уровне личных докладов министру и вице-премьеру, понятное дело, сказали, что за всё это по голове не погладят. Но добавили - кран крутится, и слава богу.

- В этом перечне нет объектов, где дольщики получают денежные компенсации, правильно понимаю?

- Да, под конец года федеральный фонд подписал все 20 заявок и сказал – выплачивайте. Ситуация странная, ведь изначально половину средств должен был выплатить фонд. Ну ничего, мы справились. Губернатор нашёл возможность выделить семь миллиардов и ещё три в проекте. По 13 объектам процесс начат. Теперь нормальные застройщики спрашивают: а что, так можно было?

- Всему есть цена, вряд ли эти "нормальные" готовы посидеть.

- Не дай бог никому. К тому же, это ничего не меняет, дай бог всем здоровья.  

"РОДИТЕ ДВОИХ – ВОТ И ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЁ"

- Во всех официальных заявлениях вы с гордостью говорите про введённые квадратные метры. Вот в 2023-м было построено 1,7 млн "квадратов" многоквартирных домов. Мне всё время хочется спросить: а ваша-то заслуга в этом какая?

- Ну как какая – это же результат слаженной работы всех органов власти. Поставлена задача возводить по одному квадратному метру на жителя в год. К тому же, известно, что каждый вложенный в стройку рубль дает мультипликативный эффект в виде 9 рублей в смежных отраслях. Ленобласть производит всё, начиная от машинного оборудования и заканчивая нерудными материалами. Соответственно, стройка полностью тащит экономику.

Другое дело, что это порождает повышенную нагрузку на инфраструктуру и соцкультбыт. Но здесь мы в последний год рванули: семь школ запустили с застройщиками. Ещё в 2024 году будет большая школа в Кудрово и в Новому Девяткино. А то ведь социалку из федеральных программ выкинули, по "Стимулу" нам дали на одну школу в Гатчине, и то – около 500 миллионов из 1,2 миллиарда. Плюс одна школа в Мурино строится по концессии, Минпросвет помог с финансированием. И федеральное финансирование выделили на школу в Гатчине в микрорайоне Аэродром, в 2025 дети уже пойдут.

- Мне-то что, как обычному человеку, с этого? Такое ощущение, что чем больше жилья строится, тем меньше оно доступно. Вот и однушка в Кудрово за 7,5 миллионов?

- У вас же есть работа, зарплата, доступ к ипотечным программам.

- Даже льготная ипотека – около 9%. Что толку от того, что она называется льготной?

- Надо двух детей родить, будет существенная скидка.

- Сколько на это в годах уйдёт, как думаете?

- Ну, два года. Полгода – между детьми. Если займётесь прямо сейчас, то в 2026 году, там и материнский капитал подоспеет… Ладно, я же всё понимаю, не в космосе живу, общаюсь с обычными людьми, одноклассниками. Да, купить квартиру – это не то же самое, что новую обувь. Это тяжелый труд, нужно зарабатывать, копить, откладывать, стимулировать себя. Но продажи показывают, что спрос есть, и квартиры покупают не пришельцы. Другое дело, что 80% делают это за счёт ипотеки, а первоначальный взнос – за счёт кредита. Рынок сегодня разогрет, это факт. Но вскоре станет легче, застройщики начнут предлагать скидки.

- Может, есть смысл им немного маржу снизить? Раньше считалось, девелоперы получают 20 тысяч с "квадрата".

- Не считаю чужие средства, но мне кажется, такой маржи давно нет. Раньше и трава была зеленее, и эскроу не было. Да и к объектам инфраструктуры не было таких требований. Мы вот начали жестче относиться к объектам соцкультбыта, без них прекратили выдавать разрешения на строительство. Застройщики пробежали все круги - а как же так, а давайте, а выдавайте, договоримся. Прошла инерция, поняли, нет, не договоримся – пошли и отпроектировали объекты инфраструктуры. И мы открыли следующие сроки жилья.

- Это уже шантаж какой-то.

- Это не шантаж: всё-таки были договорённости, и речь не идёт о том, комфортно их кому-то исполнять или нет. Больше застройщиков, кажется, поразило, что мы с августа перестали выдавать разрешения на строительство без договоров на воду и канализацию.

- Это как?

- Да так, что большинство объектов, которые мы достраиваем, не были обеспечены ресурсами. Техусловия выданы, допустим, на 4 тысячи кубов, а питерский Водоканал подтверждает 1 тысячу. Помогать нужно было в ручном режиме. Приходишь, говоришь, давайте договариваться. Не всегда это просто, не неделя и не две. Но когда мы чётко всё обозначили, все быстренько начали работать и соображать.

- Со стороны выглядит это совершенно логичным путём: сначала уверенность в наличии воды в доме, затем – сам дом. Почему это вдруг стало новацией?

- Потому что логика была такой: нет домов, которые введены без воды. Значит как-то оно решается? Ну, значит, и ещё раз решится. Ну, подтормаживается, ну и что. Учитывая объемы стройки в Ленобласти, я понял, что непозволительно это откладывать на потом. В моменте оценил, что через три года это приведёт к коллапсу. И понял, что надо заниматься конкретно этим вопросом.

НОВЫЙ ГОРОД ПОКА ОДИН, НО С ТРАМВАЕМ

- Давайте немного о частностях. Если брать Новосаратовку – это светлое будущее или очередная градостроительная ошибка?

- Я верю, что это светлое будущее. Для него нужно решить вопрос с двумя транспортными артериями. Я потребовал провести проектные работы и начинать проектировать магистраль от Невы до Колтушского шоссе со всеми развязками. Сейчас это в завершающей стадии. Мы, естественно, просим федеральное финансирование, и с учётом того, что в одной локации планируется 4,5 млн квадратных метров, рассчитываем на поддержку.

- Сколько на это нужно денег?

- Если без экспертизы, мои оценки – 12 млрд на развязку. Плюс – необходимо сделать реконструкцию Октябрьской набережной, развязаться с новыми путепроводами, разворотами, этот проект уже готов. И весной во время корректировки бюджета я буду отстаивать этот проект. Нужно 2,5 млрд. Дальше – мы проговариваем концессию по трамваю. Я уверен, что проект поедет. И не просто повезет людей до Новосаратовки, но ещё и по ней будет собирать граждан.

- А улично-дорожная сеть планируется?

- Всё, что внутри квартала и окаймляет квартал – застройщики берут эти обязанности на себя. Я понимаю, что цифры большие, так что чётко проговариваю – вот здесь ответственность на бюджете, а здесь – на вашей. Дальше будет большой толчок в развитии за счёт КАД-2. Но губернатором уже принято решение – высотки вокруг КАД-2 не будет.

- Про какой район речь?

- Трасса пойдет по Выборгскому, Приморскому, Всеволожскому, Тосненскому, Гатчинскому и Ломоносовскому районам. Это наши следующие точки роста. Градостроительный потенциал здесь оцениваем в 40 млн квадратных метров жилья до 2050 года. Это не высотка, максимум – зона "Ж-3", ИЖС с блокированными домами.

- Ну, 2050 год – это не при нашей жизни.

- Ой, всё очень быстро пролетит. Сроки по трассе КАД-2 - 2030 год, она должна быть готова полностью. Это космос, но попробуй не выполнить.

- Помимо Новосаратовки стоит ли ожидать в ближайшее время появление новых городов?

- Есть огромная заявка на появление моногорода возле Красного Бора на 106 тысяч жителей. Но мы отказали. Собственник 800 Га земли там – "Дом.рф", и слава богу, мы слышим друг друга. Так что пока – только Новосаратовка.

ЕСЛИ НЕ ГОССЛУЖБА

- Бытует мнение, что каждому новому легче, поскольку рельсы для него проложил предыдущий. Нет ли ощущения, что добиваться результатов по тем же дольщикам вам проще, потому что фундамент заложил предшественник, Михаил Москвин?

- Как и любого управленца, меня Александр Юрьевич Дрозденко пригласил на эту роль в том числе для того, чтобы по-иному оценить происходящее и на этом ни в коем случае не останавливаться. Я пришел в команду с теми навыками, какими располагал. Пришёл я в то время, когда раз в полгода были новые. Надо было работать в этих новых условиях. Легче ли мне было, чем моим предшественникам? Не могу сказать. Мне нелегко, но мне интересно.

- Ваша команда – она насколько ваша?

- Мы все - команда губернатора и работаем на госслужбе. Я категорически не приемлю смеси дружбы и работы.

- А Моргун (директор Фонда помощи дольщикам ЛО) не ваш друг детства?

- Он мой хороший знакомый детства. Мы были знакомы в школе, общались, но и в школе, и в институте всегда были в разных компаниях. Когда он пришёл в команду, личное общение пришлось сократить. Невозможно выдавать нагоняи, а потом по-свойски обсуждать дела.

- Лазуткин (председатель комстроя) – не навязанный вам председатель?

- Я довольно много провёл встреч, переговоров, когда эта должность стала вакантной. И один из них был Лазуткин. Мы были знакомы с 2015 года, но, впрочем, с тех пор и не общались.

- Кулаков (председатель градостроительного комитета) со стороны видится слишком крупной фигурой для роли председателя. У вас нет конфликта с ним на этой почве?

- У меня нет. Нам во многом удалось найти взаимопонимание. И то, как за два года архитектурная составляющая выросла в Ленобласти, я считаю, в этом моя существенная заслуга.

- Вы же не специалист в архитектуре.

- Вообще не специалист. Для этого есть главный архитектор. Но сделать так, чтобы архитектура была рабочим институтом, чтобы, к примеру, объекты соцкультбыта согласовывались, а не строились по остаточному принципу, в этом и заключается наша совместная работа.

- Какие перспективы вы видите по своему будущему? Есть версия, что "уйдут" и не успеете осуществить всё задуманное.

- Для меня это слухи. Но, приходя работать на госслужбу, нужно сразу понимать, что ты работаешь в системе и есть определённые правила. Внутренне я для себя, обрывая все концы и уходя из бизнеса в далеком 2011 году, точно понял, чем хочу в жизни заниматься – это госслужба. Пока есть возможность работать – я буду это делать.

- Куда пойдете работать, если не госслужба?

- Повторюсь: по моему мнению, нет такого вопроса на повестке дня. История знает много примеров, и по горизонтали, и по вертикали. Мне нравится делать то, что делаю. Много планов. Их хочется реализовать, а не только рассказывать.