На процессе Израйлита в одну лодку сели Конан Дойль, Магеллан, Соломон и британское право с "Пепси-Колой". Финалим.
В Петербурге 12 июля прозвучит приговор знаковому бизнесмену Валерию Израйлиту. С Олимпа он упал в 2016-м, был арестован ФСБ, получил куст обвинений на миллиарды. Спустя 6,5 лет финал, из них 3 года в камере. История показательная во всех отношениях, а последний акт этой драмы был жарким.
В полдень Израйлит стремительно вошел туда, где всё знакомо, - процесс длится четвертый год. Ему 61 год - вспорхнул по лестнице, всем улыбнулся. Даже после разгрома пахнет успехом. Костюм правильного кроя, платок, сорочка распахнута по-итальянски - чисто Берлускони, и ботинки словно зеркала. Седина же идеально ложится на ровный загар арестанта (3 года под домашним арестом в доме на Медном озере). Вокруг родственники, адвокаты и пара улыбчивых охранников.
Судья Анжелика Морозова скомандовала: "Продолжаем работать". Поехали.
Израйлиту вменяли мошенничество на строительстве в порту Усть-Луга (2011 год). Вину не признал, дела отвалились по сроку давности. Остались 2 эпизода вывода средств за границу - на покупку яхты и продажу доли в охотхозяйстве.
Столичная адвокат в платье с золотыми нитями начала со шлягера - ФСБ всё подсмотрела в спецдекларации Израйлита, а Владимир Путин так делать не велит, придумано же для возвращения капиталов из злых стран. Пока говорила, пристукивала тонким красным каблучком. Цок-цок.
Коллизия вот в чем: Израйлит владел долей в зарубежной компании, а та - яхтой "Виктория". Ее Израйлит иногда арендовал. Следствие полагает, что переводя 220 млн задатка на ее покупку, он покупал сам у себя, а значит, сделка притворна.
Золотая защитница втолковывала: имущество компании не равно имуществу учредителя. Зашла козырно с похожей истории - дела XIX века "Соломон против Соломона" (ну да, мы все в курсе). Валерий Соломонович поднял бровь, и не только он. Дальше еще конечно известный факт, право Англии накрыло Виргинские острова (там зарегистрирована компания) с 1705 года, а значит, на сделку нужно глядеть под британским углом. Потопталась на коварстве ФСБ - послали запрос в Люксембург по мошенничеству, а использовали по выводу. Европейцы так не велят, нехорошо.
Но черт с ним с правом, рассказала, зачем понадобилась яхта. В начале "десятых" в Русском географическом обществе родилась идея кругосветного путешествия по маршруту Магеллана. Участвовать собирались председатель общества Артур Чилингаров и президент РГО Сергей Шойгу (на тот момент губернатор Московской области). Израйлит как член общества взялся добыть достойную лодку. И добыл-таки, внес задаток, но вот незадача - яхта попала в аварию, и деньги из-за океана вернулись.
- Закон предусматривает сделки с контролируемыми компаниями, валютное законодательство не содержало ограничений. Просим оправдать, в ином случае учесть то, что деньги возвращены, - каблучок докладчицы сверлил дырку в паркете, а судья Морозова сверлила взглядом её платье.
На трибуну выкатился следующий адвокат - двухметровый с английскими заплатками. Сходу заявил, равняться нужно на Конан Дойля и его дедукцию (от общего к частному).
- Обвинение пошло индуктивно - секретный свидетель Виктория Ивановна сказала, что Израйлит безостановочно всё вокруг похищал и выводил, а значит, и с яхтой то же самое. Слова похожи на домыслы следствия.
Виктория Ивановна - интригующий персонаж этой пьесы - то ли баба, то ли мужик с хрипящим голосом.
Напоследок адвокат швырнул - обвинение очень нехорошо обошлось с презумпцией невиновности (надо же) и чинно удалился.
Пожалуй, самый публичный адвокат Израйлита Сергей Азаров выступал 3 часа. Первые пару публика слушала бенефис взахлеб. Даем тезисно:
- Следствие проведено отвратительно, к суду претензий нет, обвинение - дремучее и архаичное. Учредитель с долей и владелец - разные вещи. Первый не может свободно распоряжаться имуществом. Вот пример: Потанин в Норильске не может взять станок и унести к себе на дачу, это хищение у "Норильского никеля", - зашел с наглядного адвокат, помахивая оправой (да уж, картина: ночь, улица, Потанин, станок).
Слушатели оживились, Израйлит посмотрел на защитника слегка испуганно, а в зале нервно рассмеялись. Судья выстрелила в зал: "Зря вы думаете, что смешно. За подобное всех удалю". Слушатели притихли как зайцы. Азаров продолжил:
- Трезвому обвинение не понять. Какая-то ксерокопия с названиями и обвинение говорит, что фирмы подконтрольны. У свидетелей не показания, а ощущения, кто-то вовсе отказался. Ни один не участвовал в событиях. Нет доказательств, не определено даже, какая яхта "Виктория". Я на реке Смоленке давеча видел с таким же названием! - выпалил адвокат.
В речь вклинилась Морозова и бархатно велела: "На тон ниже".
- Ни потерпевших, ни последствий, мотива нет, объекта преступления нет. Прошу оправдать, - энергично продолжил защитник и добавил: - Я тут случайно узнал, в 1915 году в России судили бизнесмена Израйлита, но он доказал свою невиновность. (Похоже, помощникам адвокатов довелось попотеть в библиотеках). И Валерий Соломонович тоже хочет.
Объявили перерыв, Израйлит с адвокатами заспешил покурить. Его охрана дружелюбно попросили себя не снимать.
Когда вернулись, защита напала на второй эпизод. Вкратце: Израйлит дешево купил землю под Кингисеппом, вложился и сделал охотхозяйство. За дорого продал иностранцу, но выяснилось, что зона приграничная, и деньги вернулись обратно.
- Израйлит, человек с активной жизненной позицией, а не Кащей чахнуть над златом. Декларировал по 500 млн дохода в год, имел право жить как жил. Вложился, затем продал, но сделка не состоялась. Обвинение подменило собой экономистов, мол, так быть не может, - заявил Азаров, добавив: - Замысловатое преступление, авторы обвинения читали плохие детективы.
В перерыве адвокат рассказывала Израйлиту про то дело Соломона. Ничего непонятно, но очень интересно. Валерий Соломонович балагурил про туфли из крокодила, примостившись на лавочке как школьник.
- Суд может продлить следствие или под стражу в зале суда взять, - заговорили защитники о перспективах.
- Не хочу неприятные разговоры слушать, - интеллигентно отошел подсудимый.
Настала его очередь. Оправа ровно села, тетрадочка в руках.
- Обвинитель допустил массу неточностей, лукавит. Это следствие финансовой безграмотности, свидетели говорят чудовищную глупость. У меня были счета за рубежом, я имел право переводить деньги без ограничений. Были мотивы приобретать яхту, она должна была быть под российским флагом. Прокурор беспорядочно использовал термины о выводе средств и ущербе. Я получал доход от десятков компаний. Например, от "Пепси-Колы" и "Дженерал моторс", но ими точно не управлял, - заводился подсудимый, публика оживилась.
printscreen видео объединенной пресс-службы судов Петербурга
Продолжил напирать: "Неясно, в чем меня обвиняют. Сделки представляют как преступление. Задача натянуть сову на глобус. Говорят то, в чем ничего не смыслят, - не знают основ британского права. Понятно, почему не привлекали экспертов".
Почти неподвижно напротив сидела молодая прокурорша. Но как выяснилось, все это время она делала пометки мелким бисером. Листов шесть исписала. Вскочила как фурия и обрушилась наступательным речитативом, словно била мокрой тряпкой:
- Из спецдекларации мы ничего не использовали, она не являлась поводом, слова защиты предсказуемы. Чем так удивляет секретный свидетель? Впервые что ли? Да, одна свидетель витиевато выражалась, но не отказывалась от показаний. Давления сотрудники ФСБ не оказывали, а вот подсудимый просил одну из них уехать из страны. И дико говорить, что нет дел без потерпевших, - тут обвинитель выдала штук пять статей УК для примера.
Продолжила в том же духе - защита сама не смыслит в международном праве.
- Почему же мы английское право не применяем? А может нам и по законам шариата? В уголовном судопроизводстве в соответствии с российским правом. Другой свидетель говорил про плавание на яхте, но не говорил на какой и где, - похоже уже прикалывалась выступающая.
Напоследок по пунктам обвинила защиту в лукавстве. "Доказательств масса. Я не услышала, в чем конкретно нарушения", - и гордо приземлилась на место.
Уязвила. Адвокаты начали по очереди (а дай волю, напали бы вместе) отвечать. Мол, что за ехидство насчет шариата, в каждом учебнике прописано, как использовать нормы. А спецдекларацию не приобщили, но все сведения из нее. И вообще не объяснили, в чем нарушение валютного законодательства. Понеслось: зачем приобщали информацию о квартире в Лондоне и самолете, вам лишь бы жареное, решений пленумов не знаете, и вообще дело возбуждено незаконно. И еще, где елки-палки Майк Тайсон, хозяин фирмы, что владела яхтой? (Тайсона еще не хватало - ред.).
Фурия из надзора сидела поджав губы, терпела, но ответила, что мол базар разводите. "Финита ля комедиа", - выкрикнул адвокат Азаров, зрители заволновались. Склоку прекратила судья Морозова, объявила перерыв поостыть. В коридоре родственники бурно обсуждали, они уже поднаторели.
"Водички бы", - попросил Израйлит на улице. Охранник передал команду в наушник. Из джипа выскочил опасный тип с прилизанной прической, под ветровкой у подмышки что-то бугрилось, а в руках бутылочка.
Конечно, прозвучало, как Израйлит 15-летним мальчиком приехал из Коми в Ленинград, в семье семеро, всего добился сам, построил на болоте четвертый порт в Европе и храм в Усть-Луге. "Жил этим, забыв про семью и детей". И еще просьба вернуть 278 млн рублей, пропавших со счета в Сбере после ареста.
К вечеру 4 июля Израйлит сам сел за руль остромордого внедорожника Lexus - впереди и сзади джипы с охраной - машины заурчали и синхронно повернули - рванули-зашуршали прочь.
А чуть ранее Израйлит сказал последнее слово. Оно не про уголовное дело, а про то, как строил порт, как встречал в Усть-Луге Владимира Путина, и назвал людоедством желание прокуратуры закрыть его на 9,5 лет.