Перед приговором строитель порта в Усть-Луге Валерий Израйлит вспомнил президента и не признал вину.
В Смольнинском суде Петербурга 4 июля знаковый бизнесмен Валерий Израйлит взял последнее слово.
"Хочу выйти за пределы этого уголовного дела", – сразу сказал тот, кто встречал 22 года назад Владимира Путина на месте нынешнего порта Усть-Луга.
Израйлиту вменяли мошенничество на строительстве в Усть-Луге (2011 год). Вину не признал, дела прекращены по сроку давности. Остался вывод средств за границу. Не признает. Отбыл три года в изоляторе ФСБ и три под домашним арестом. Прокурор просит 9,5 лет колонии.
"В порт Усть-Луга я пришел в 1998-м, а в 1999-м возглавил. Все было печально, долги 6 млн долларов, что немало в те далекие времена. Я реструктуризировал долги, договорился с кредиторами. Нашли общий язык с Минтрансом, были пионерами государственно-частного партнерства. Хотя тогда и понятия-то такого не существовало. Это повысило статус, но на финансах не отразилось. По сути, я финансировал проект из личных средств, банки в кредитах отказывали, компания не получала ни рубля федеральных средств", – напомнил Изайлит.
Израйлит арестован 28 декабря 2016 года. Сегодня ему 61 год. Родился в Коми АССР в многодетной семье. Приехал в Ленинград в 1980-м, бизнесом занялся во время перестройки.
"К моменту моего ареста в порту работало 12 терминалов, железнодорожная ветка и нефтебаза. Грузооборот 100 млн тонн, мы были четвертыми в Европе", – говорит подсудимый.
И негромко продолжает:
"После запуска терминала, на котором присутствовал Владимир Путин, инвесторы перестали опасаться. Компания стала первой в стране с подобным проектом. Я был в правительственной экспертной в комиссии, членом правления Российского союза промышленников и предпринимателей и много кем еще. И кто-то всерьез полагает, что я общался с какими-то неудачниками на тему поставки некачественных труб? Серьезно?".
Следствие усмотрело мошенничество на 208 миллионов рублей при поставке труб для строительства нефтебазы "Транснефти". Впоследствии выяснилось, что спорные вещдоки уничтожены.
"Напомню, объект сдан в срок и по твердой цене. А затем странные претензии. Это как с купленной в салоне машиной. Через пару лет вы говорите, что диски или свечи зажигания производитель мог купить дешевле. Более того, "Транснефть" написала заявление по просьбе следствия. Да, я согласился прекратить дела по сроку давности. Мой возраст и состояние здоровья не позволяют продолжать эту бесконечную возню. Да, я надеялся на законность и надеялся на прокуратуру – на извинения. Но столкнулся с людоедством. Для меня попросили 9,5 лет", – напомнил предприниматель.
Напоследок Израйлит сказал: "Я горд, что мне довелось участвовать в проекте в Усть-Луге. Надеюсь, в наше непростое время он поможет. Не ищу виновных, но мне безумно жаль времени".
Приговор Валерию Израйлиту будет оглашен 12 июля. Но пока мы описали лирическую часть. Завтра расскажем, как перед последним словом рубились-издевались друг над другом быстрые адвокаты и бойкая прокуратура, как живо реагировал Израйлит и усмиряла зал судья Анжелика Морозова. Покажем и видео процесса изнутри: коридоры, сигареты, охрана, объятия и эмоции. И даже сюжет про шпильки и крокодила. В финале – главный герой жмет газ и уносится от стен суда на внедорожнике.