Петербургу скоро некуда будет возить свои 2 млн тонн отходов. Почти все проекты городского регоператора разбились и утонули. Выход есть, но он очень непростой.
До 24 апреля продлится экспертиза новой терсхемы по обращению с отходами в Ленобласти. В ней перечислены планируемые объекты по мусорообработке и хранению. 47news изучил документ.
Бросается в глаза, что в схеме нет завода в Оржицах Ломоносовского района. Его планировал построить городской регоператор НЭО под отходы из Петербурга. Проект столкнулся с отчаянным сопротивлением жителей. Они слали ходока президенту, говорили об угрозе фонтанам Петергофа, а затем подали в суд и добились исключения из мусорной терсхемы. В областном правительстве называют решение суда техническим (объекта нет в общей терсхеме Ленобласти, если внести, то и в мусорную вернется). Но похоже, все уже попрощались с объектом, в том числе в НЭО. Там говорят о продолжении изысканий, но без энтузиазма.
Остался в терсхеме завод НЭО во всеволожском карьере "Дубровка". Мощность — 600 тысяч тонн в год. Но перспективы, скажем так, утонули. В конце марта Федеральное агентство водных ресурсов признало карьер водным объектом. А значит, чтобы там что-то построить, нужно заново провести межевание (отделить воду от остатков суши), пройти общественные слушания и государственную экологическую экспертизу. С учетом протестных настроений местных жителей — представляется нереальным.
Уже построенный завод НЭО на Волхонке (первая очередь на 200 тысяч тонн) не может работать — попадает под ограничения аэропорта Пулково как источник птиц. Планируемый завод в Новоселках — под теми же ограничениями аэропорта Газпрома и Минобороны в Левашово.
Наиболее реалистичным остается единственный оставшийся у НЭО вариант — завод в Первомайском поселении Выборгского района Ленобласти. Мощность по размещению — 600 тысяч тонн, обработка — столько же. Хотя неясно, что под ней подразумевается. Протесты здесь поутихли, земля переведена в промзону, госэкспертиза пройдена. Остается подписать договор аренды с Росимуществом и получить разрешение на строительство от Ленобласти.
Но есть другая проблема — говорят, появлением завода обеспокоен чуть ли не Алексей Миллер, у которого целое гнездо топ-менеджеров живет в элитном поселке Ленинское (там же дом, ранее оформленный на сына Миллера).
Во Всеволожском районе Ленобласти запланировал строительство областной регоператор УКООЛО: мощность — до 600 тысяч тонн. За этот объект шли ожесточенные подковерные бои Ленобласти с НЭО. Все просто: два завода в одном районе дадут эффект каннибализации — произойдет наложение потоков. С учетом того, что проект НЭО скрылся под водой, впереди теперь областной регоператор.
Он же уже строит завод под Кингисеппом мощностью до 300 тысяч в год. Объект тоже атаковали активисты, наложив обеспечительные меры. Но регоператору удалось отбиться, стройка продолжается. Как, впрочем, и суд.
В терсхему внесены еще два объекта. Под Бокситогорском это, скорее, заводик: мощность — 10 тысяч тонн в год. В Кисельнинском поселении Волховского района — на 100 тысяч отходов в год (там уже работает полигон, добавят обработку).
Пока же мусор из города идет по трем направлениям. Большая часть — на полигон "Новый Свет" под Гатчиной и "Авто-Беркут" в Лужском районе. Первая локация скоро исчерпает возможности (хотя говорят об увеличении вместимости еще на 1,5 млн тонн). Вторая работает по вынужденно принятому решению Минприроды — когда складывать некуда, то можно работать на полигонах исчерпавших ресурс. Приказ действует до конца 2025 года. Другое дело, что есть планы перевести этот полигон исключительно на мусор из Луги и Гатчины.
Еще одна точка — полигон УКООЛО под Выборгом (бывший РАСЭМ). На днях было принято решение снизить на него нагрузку во избежание социальной напряженности. Следовательно, на остальных нагрузка возрастет.
И немного арифметики. Ленобласть генерирует 700 тысяч тонн коммунальных отходов в год. Петербург — около 2 млн тонн. С учетом завода в Кингисеппе и Рахье, плюс Кисельня — 720 тысяч. То есть, на себя Ленобласти точно хватит. Что касается НЭО, то даже если удастся построить мусорообрабатывающий полигон в карьере "Островском", это закроет менее трети потребностей.
Опрошенные участники рынка рассуждают о вариантах. Во-первых, можно увеличить объем "Островского" вдвое — до 1,2 млн тонн. Место там есть. Но тогда придется заново проходить все круги согласований — минимум год. (Чтобы обойти можно пойти по пути введения второй очереди). Другое дело, организовать логистику будет проблематично — трасса к городу-миллионнику превратится в муравейник из грузовиков. Понятно, как "обрадуются" жители таким планам. Во-вторых, НЭО придется дожимать Росавиацию и получать разрешение на работу Волхонки. Если все получится, то выйдет 1,8 млн тонн — цифра, близкая к необходимой.
Но чтобы все сделать в максимально короткие сроки, нужна политическая воля, а с ней в Смольном, как известно, давно дефицит.