Крупный продавец из Китая запретил россиянам покупать беспилотники. 47news посмотрел на цены конкурентов и их скорость доставки.
Китайский маркетплейс AliExpress 2 марта запретил продажу покупателям из России квадрокоптеров DJI - крупнейшего в мире производителя гражданских беспилотников, сообщил "Коммерсантъ".
Корреспондент 47news попытался заказать на онлайн-площадке популярный дрон. Поиск AliExpress выдал больше 2000 результатов, но при попытке добавить товар в корзину выдавал пустые страницы.
Давно не секрет, что гаджеты с пропеллерами уже минимум год не используются для съемок красивой натуры в HD и 4K. По словам собеседников, на украинских фронтах в ходу разновидности модели Mavic с тепловизорами, аккумуляторами повышенной емкости и внушительной массы - для дополнительных обвесов. В Telegram-каналах добровольцы и их близкие собирают в среднем по 100 тысяч рублей на одну машину. Говорят, в списке запросов с фронта и ружья-антидроны, а цены на них начинаются с 230 тысяч рублей.
"У разведки задачи одни, у артиллерии - совсем другие", - рассказал 47news глава администрации Лужского района Юрий Намлиев, дипломатично добавив, что новости о запрете китайцев "вызывают беспокойство".
Собеседник с начала СВО помогает бойцам и лично сопровождает колонны с гуманитарным грузом. Говорит, в партиях, что отправляются каждую неделю, от двух до 10 беспилотников.
"AliExpress выбирали, конечно, из-за низких цен. Можно было найти модели именно с теми параметрами, которые указывали бойцы. Организации или предприятия юридически приобретать себе не могут, поэтому оформлялось все частными заказами. Бывало, что они шли от трех до пяти недель, но что поделать, ждали", - продолжает Намлиев.
Нужные модели пока есть в российских маркетплейсах. Цены примерно сопоставимы с китайской площадкой (от 35 тысяч до 2,2 млн рублей). Из ближайших конкурентов - дроны американской марки Autel (также запрещена для продажи на AliExpress, цены от 50 тыс. до 560 тыс. руб.). В ассортименте - от кейсов и запасных лопастей до камуфляжных наклеек и универсальной системы сброса. Для какого груза они предназначены, иллюстрируют фото.
Сообщалось также, что уже проданные машины частично ограничены в функционале. Приложение для управления беспилотниками пропало из Apple Store, но готовы российские аналоги. Подробнее о том, как Петербург планирует занять нишу производства БПЛА, читайте в материале коллег с "Фонтанки".
"На самом деле, у опытных есть крепкие теневые каналы контрабанды из Дубая и других стран, - говорит доброволец Егор Гузенко, кто не первый год на Донбассе. - AliExpress пользуются в основном новички или люди, которые только начинают помогать бойцам. Им придется непросто, если другие крупные магазины начнут повышать цены, чтоб заработать".
Собеседник добавил, что умельцы на фронте из комплектующих собирают аналоги "леталок" не хуже DJI. В том числе и дроны-камикадзе. Один из примеров - на видео. Для управления у оператора кроме пульта - VR-очки.
Глава администрации Лужского района Юрий Намлиев предположил, что организаторы сборов на фронт смогут сориентироваться.
"Уже есть товарищи из других азиатских стран, которые готовы поставлять и вагонами, и контейнерами. Думаю, что на сроки и цены нынешняя ситуация не должна повлиять. На стоимость, скорее, влияют скачки курса доллара. А некоторые наши партнеры везут даже быстрее AliExpress", - говорит он.
Демарш крупного онлайн-ретейлера противоречит планам официального Пекина увеличить товарооборот с Россией до 250 млрд долларов в год. Чуть яснее становится, если вспомнить про упреки Европы в адрес Китая за поставки нелетальных вооружений.
В прошлом году из-за возросшего спроса беспилотники впервые были выделены китайской таможней в отдельную категорию, а до этого они были в массиве игрушек с мотором или видеокамер. Официальная статистика КНР по итогам 2022-го рапортовала об отгрузке 23723 беспилотников общей стоимостью в 22,8 млн долларов. Для сравнения: на Украину за аналогичный период поставлено 8800 машин на 904 тысячи долларов.