Градообразующий завод впервые с запуска останавливает конвейер. Семи тысячам рабочих обещают две трети зарплаты и соцгарантии. 47news узнал причины и реакцию власти.

Руководство Тихвинского вагоностроительного завода (ТВСЗ) вечером 16 мая официально сообщило своим сотрудникам, что с 17 по 31 мая предприятие уходит в режим простоя. На заводе работает 7 тысяч человек.

"На этот период работники будут освобождены от присутствия на рабочих местах и смогут воспользоваться отпусками с полной оплатой и переносом дней с других периодов. Все социальные льготы и гарантии, предусмотренные законодательством РФ, включая ежегодный основной отпуск, исчисление трудового стажа и другие трудовые гарантии, а также дополнительная социальная поддержка со стороны работодателя сохранятся без изменений", - говорится в сообщении управляющего директора АО "Тихвинский вагоностроительный завод" Евгения Кузьменко.

Там же: сотрудникам будут платить две трети от средней зарплаты - около 38 тысяч рублей. Сохраняются социальные льготы и гарантии.

Как уточнили в пресс-службе ТВСЗ, решение принято владельцем завода ПАО "НПК "Объединенная вагонная компания". Это холдинг, в который входят Тихвинский вагоностроительный, "ТихвинХимМаш", "ТихвинСпецМаш", вагоноремонтный АО "ТСЗ "Титран-Экспресс", Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий, транспортная и лизинговая компания. По информации нашего издания, простой коснется первых четырех компаний - они размещаются непосредственно в Тихвине. Контракты у предприятий расписаны на год вперед.

"Несмотря на полную контрактацию производства, на фоне усиливающегося снижения погрузки и растущего профицита подвижного состава, потребители корректируют текущую закупочную деятельность. В этих условиях наша компания вынуждена перераспределить производственную программу на соответствие реалиям рынка при максимальном сохранении контрактной базы", - официально сообщили 47news в пресс-службе ТВСЗ.

Исторически крупнейшим заказчиком завода были структуры РЖД. К маю 2022-го в топ лидеров по объемам заказов входят АО "Государственная транспортная лизинговая компания", Федеральная грузовая компания (дочка РЖД и крупнейший железнодорожный перевозчик), а также "Сибирская угольная энергетическая компания" миллиардера Андрея Мельниченко.

По данным из открытых источников, в прошлом году на внутренний рынок и в страны дальнего зарубежья предприятия "Объединенной вагонной компании" поставили 15,4 тысячи вагонов. Этот объем - крупнейший среди девяти ведущих российских производителей.

Надо полагать, что решение акционеров стало главной новостью для рядовых сотрудников. По словам собеседника 47news на ТВСЗ, проблем с сырьем не наблюдалось.

"У вагоностроителей все комплектующие российские. Металл, например, из Череповца. В этом плане им лучше, чем производителям локомотивов и электровозов. Для них нужна электроника и программное обеспечение. А у производителей грузовых вагонов проще - по сути, металл на  колесах", - полагает один из экспертов рынка.

Прежде Тихвинский вагоностроительный завод планово и ежегодно уходил на технологический перерыв. Это необходимо для проведения комплекса сервисных работ основного оборудования. При этом на ТВСЗ продолжали работу производственные подразделения.

Из ушедших на простой подразделений самое масштабное - АО "Тихвинский вагоностроительный завод". По данным "СПАРК-Интерфакс", в нынешнем юридическом обличии существует с 2007 года. Оборот за 2021 год составил 47,8 млрд, убыток 6,1 млрд. Уставной капитал - 584 млн рублей.

Для Тихвина с населением 57 тысяч человек завод - в прямом смысле градообразующее предприятие. Туда же на работу приезжали из соседних Бокситогорска и Пикалево. Строить завод начали ещё в 2008 году, а запускал его в 2012 году Владимир Путин. Тогда он был премьер-министром, лично приезжал на предприятие и поставил подпись на одном из вагонов.

photo_2022-05-16_20-06-58.jpg сайт АО "ТВСЗ"

Владельцы предприятия занимались и политикой, делегируя от руководства своего депутата в Законодательное собрание Ленинградской области. Не без их участия решалось, в том числе, и кому руководить районом. Правда, в последние годы там признавали, что политическая часть жизни им все менее интересна.

По словам главы Тихвинского района Александра Лазаревича, никаких сокращений не планируется.

- Конечно, для нас все происходящее на градообразующем предприятии является крайне важным, а любая проблема, безусловно, тревожит. Естественно, лучше, когда люди работают, они же заботятся о своих семьях, у кого-то ипотека. По моим данным, делается все возможное, чтобы в кратчайшие сроки стабилизировать ситуацию.

Глава администрации района Юрий Наумов сообщил, что про событие знает, но комментировать не будет и отправил в администрацию завода.

- Вам не кажется, что вы как представитель власти должны как-то реагировать на столь значимые вещи и объяснять людям, что их ждет?

- Мы будем делать все, что должны, - как показалось, раздраженно ответил Наумов.

- А чуть точнее? Что вы должны и есть какой-то план, как реагировать?

В ответ на это Наумов ушел со связи.

Вице-губернатор по экономике Дмитрий Ялов прокомментировал заявление о простое ТВСЗ так: "Никакого ужаса нет". По его словам, предприятие он оценивает как здоровое с экономической точки зрения, конкурентоспособное и инновационное. Он уверен, что руководство завода не будет терять высококвалифицированные кадры.

"Это крупнейшее промышленное производство Ленобласти с сильными акционерами. А кадры – главный актив любого предприятия. Да и в целом идёт сокращение трудоспособного населения, так что задача собственников – сохранить коллектив, чтобы по прошествии времени не пришлось собирать его вновь. Конечно, не будем загадывать вперёд, но точно могу сказать, что правительство Ленобласти в любом случае окажет всю необходимую поддержку", - сказал он.

Также Ялов заметил, что в случаях с моногородами сегодня практически невозможен вариант, когда градообразующее предприятие просто закрывается. Более распространена мера перехода на укороченный режим работы или иные формы сокращения рабочих часов.
Среди мер, которые в случае негативного развития событии может предложить государство, – общественные работы.

"Советский опыт возродился в период начала пандемии и подразумевает, что сотрудник завода занимается, к примеру, облагораживанием территории предприятия, а государство доплачивает за его труд работодателю", - говорит собеседник.

Андрей Карлов, Юлия Гильмшина, Виктор Смирнов, 47news

В начале марта стало известно об остановке ещё одного тихвинского завода, а именно "Икеа Индастри Тихвин". Но это предприятие, в отличие от ТВСЗ,  является иностранным. Остановка стала реакцией на закрытие в России 17 магазинов "Икеа". Тихвинский завод выпускает мебель из массива сосны. Официально предприятие подало уведомление об остановке работы с 4 до 31 марта из-за "экономической ситуации, вызванной санкционными ограничениями и неопределенностью в логистических цепочках". В оплачиваемый отпуск было отправлено больше 1000 сотрудников.