Уголовные дела о наезде на пешеходов сдули двухколесных из Петербурга. 47news узнал, где сейчас можно покататься. Спойлер: Выборгу нужен залог.
Утром 9 июня пользователи кикшеринга не нашли электросамокатов на улицах Петербурга. "Фонтанка" уже показала, как выглядит центр города без них. Представители сервисов объясняли зачистку переговорами с городскими властями. В это время Следственный комитет осматривал и опечатывал технику двух сервисов, а руководство ведомства в Москве призвало Минтранс и МВД ускориться с правилами кикшеринга. 47news узнал то, что понимают все понимающие – без воли Александра Бастрыкина, кто исторически отзывается на плохие новости о простых трудящихся, а особенно о несовершеннолетних, подобной устрашающей акции и не пахло бы (ее законность вынесем за скобки).
47news поговорил с областными игроками рынка аренды электросамокатов. До них быстро дошли новости из мегаполиса.
- Не понимаю, почему претензии к нашей технике, если все в буквальном смысле зависит от человека. Авария может произойти и на велосипеде, или с шеринговым автомобилем. Сколько аварий случается с ними? С улиц, в первую очередь, нужно убирать людей, которые допускают такие ситуации. Адекватный человек прокатится без каких-либо последствий, — прокомментировал обстановку в целом владелец франшизы сервиса To Go Кирилл Кривошеин. — Но сейчас, получается, нас проще запретить, чем придумать какое-то решение.
80 электросамокатов предпринимателя рассекают по столице Ленобласти с мая 2021-го и пользуется популярностью у местных — в паблике сервиса в соцсети около 17 тысяч подписчиков.
- Логичный вопрос - почему катаются по тротуарам. Да потому что нет нормальной инфраструктуры, велодорожек, это просто не предусмотрено, — возмутился предприниматель, отказавшись говорить о финансовых деталях бизнеса.
В Выборге, как известно, свои порядки. Так что собственные правила и у сегмента аренды электросамокатов. А местные власти в конце мая запретили самокатчикам въезд в популярные у туристов кварталы и ограничили их скорость 15 километрами в час.
- Мы еще не каждому отдадим технику в аренду. Например, пьяным или клиентам до 18 лет. Для аренды нужен залог пять тысяч рублей, а у желающих взять самокат помощнее попросим хотя бы показать водительское удостоверение, - рассказал управляющий магазином Gadget Go Андрей.
Менеджер отметил, что аренда для торговой точки вторична, пользуются ей, в основном, для тест-драйва перед покупкой. На рынке Выборга продавцы четыре года, но офлайн-точку запустили в сентябре 2020-го.
- Пока работаем, но как будут по нам бить, так и будем действовать. Электросамокатов у нас не больше 10, — как показалось, в замешательстве ответил управляющий, на всякий случай добавив: "За полгода пока ни разу не было ни вопросов от гаишников, ни от клиентов. Но чувствую, что на фоне происшествий в Петербурге перестанем сдавать в аренду электросамокаты или хотя бы ограничим скорость".
О последнем решении задумался и бизнес в Гатчине.
- На Соборной площади и центральных улицах будет организовано автоматическое снижение скорости до 10-15 километров в час. Пока это наша инициатива, но, скорее всего, будет ультиматум от властей. Если в Санкт-Петербурге это уже ввели, то появится и у нас. И вообще это логично, — рассуждает владелец франшизы To Go Кривошеин.
Из крупных сервисов кикшеринга в райцентры пока добрался URent. Под этим брендом работает компания "Юрентбайк.ру" из Ессентуков. По данным "СПАРК-Интерфакс", оборот фирмы в прошлом году составил 349,3 млн рублей при убытке в 17,1 млн.
47news поинтересовался у компании планом действий в Ленобласти. На момент выхода публикации ее представители не откликнулись. По данным мобильного приложения на три часа дня 9 июня, электросамокаты были доступны для аренды в Выборге, Всеволожске, Тосно и Гатчине. Приложение ближайшего конкурента — Whoosh — встречало сообщением с грустным смайликом.
- Причем у нас самокаты URent заметили впервые. Насколько понимаю, запретили в Питере, прилетели к нам, — высказался о конкурентах франчайзи из Гатчины.
Председатель областного комитета по транспорту Михаил Присяжнюк сообщил 47news, что, в целом, не против электросамокатов как транспорта, но с нюансами.
- Самое важное — безопасность, поэтому и ограничения в работе этого вида транспорта приветствуем. Должны использоваться и шлемы, и лимит скорости. И нужно четко определить место завершения поездки. Нельзя, скажем, бросить самокат в центре Гатчины, чтобы она мешала пешеходам или уборочной технике, — заявил Присяжнюк, добавив, что ни правоохранители, ни бизнес комитету по транспорту обсудить регламент пока не предлагали.
- Ваш коллега из Петербурга уже заявил, что запретит перемещение по центру на электросамокатах. Ленобласти нужно готовиться?
- Наверное, нет. Но с точки зрения здравого смысла решение логичное. В фан-зонах, где люди собираются во время матчей, нужны ограничения. С помощью тех же мобильных приложений сделать это несложно. Понимаете, демократия — власть большинства, так что важно, чтобы ему было комфортно. Если будет пробег на самокатах, то мы ограничим других участников движения.
Андрей Карлов,
47news
Городской контекст:
Петербург и его электросамокаты гремят в информационном поле с середины мая после серии резонансных аварий в центре города. Нападение на врача и писателя петербургский СК квалифицировал как хулиганство и оказание небезопасных услуг. Подозреваемые дожидаются решения суда под стражей. Техника, на которой ехали агрессоры, привели следствие в компанию Whoosh. Обыски прошли в офисе и сервисном центре оператора. К 9 июня следствие располагает информацией о восьми происшествиях в Петербурге, шесть из них изучаются в рамках уголовных дел.