На главу администрации Кировского района Кольцова надвигаются 600 млн долгов водоканала. Тема – тарифная, читай - политическая. Что за этим, узнал 47news.

По данным нашего издания, в ближайшее время Следственный комитет намерен допросить уже бывшего руководителя Комитета по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) Кировского района Ленобласти Наталью Харченко. В конце января в отношении неё возбуждено уголовное дело по "Халатности". Ей вменяют, что она не проконтролировала работу муниципального предприятия "Водоканал Кировского района". Об этом не писали СМИ, но новость в другом. По ощущениям близких к следствию собеседников, дело плавно накатывается на администрацию Кировского района. Если точнее, на главу Кольцова.

Да, к середине прошлого года у МУПа накопились долги в 630 млн рублей. Сегодня предприятие в положении банкрота. Летом СК возбудил дело в отношении директора МУПа Марины Сойтонен по составу "Превышение должностных полномочий". Следом под домашний арест поместили предпринимателя Дмитрия Болотова. Его компании заключали договоры на поставку воды. МУП также платил Болотову за аренду очистных и станций подъема воды - они исторически принадлежали ему. По мнению органов, "арендная плата за объекты водоснабжения и водоотведения была значительно завышена", что привело к накоплению долгов.

Но есть в этой истории запятые, что могут высветить более лошадиные двигатели, нежели просто бухгалтерия.

Кировский район ещё год назад должен был зайти в Леноблводоканал. Комитет по управлению государственным имуществом потребовал воссоздать неоднократно умиравший МУП и передать в него всё имущество. К слову, такую схему предложил комитет по ЖКХ для всей Ленобласти, механизм был закреплен законодательно. Но в ситуации с Кировским споткнулись - у района только дырявые сети, а остальное - у частников. Нехотя подчинились. Но уже тогда было понятно, что организация начнёт генерировать убыток. Что и произошло - с января 2018-го, когда МУП заработал, минус стал расти.

Заработал Леноблводоканал четыре года назад. О мечте объединить полторы сотни разрозненных водоканалов губернатор Дрозденко говорил с момента своего избрания.

Отправной точкой конфликта стало то, что КУГИ понятийно заявил - не готов принимать на баланс МУП с таким бременем. Логика понятна - ноша станет головной болью Леноблводоканала, который и так поглощает казённые деньги сотнями миллионов. То есть был поставлен своего рода ультиматум - имущество нам, долги себе. Но для района с собственными доходами около 1 млрд - 600-700 млн долгов ноша, скажем так, нереальная.

Механизм роста этих долгов - вещица занимательная, с элементами нарушения здравого смысла. Дело в том, что МУП заключал договоры с компаниями Болотова на основании тарификации, утверждённой комитетом по тарифам правительства Ленобласти. Как известно, у государства монополия на цены на этом направлении. В то же время комитет по тарифам устанавливает тарифы для населения. Ресурс же социально-взрывоопасный.

Но по каким-то причинам получилось так, что тарифы покупки были установлены выше тарифов продажи населению. Автор уверен, что ни один следователь распутать этот вопрос не в состоянии, это предмет политического исследования.

Как рассказали 47news в администрации района, МУП подавал заявку в профильный комитет на перерасчёт тарифа реализации населению, но получал развёрнутый ответ в будущее. Мол, приходите через год, а ещё через год мы вам изменим регулирование. Не случилось - предприятие стремительно ушло на дно.

Кстати, бизнесмен Болотов оспорил через ФАС России тарифы, установленные для него комитетом. То есть добился их роста. Но даже после этого тариф для населения не подняли. Получилось, что дельта между покупкой-продажей ресурса стала расти. То есть пошло ускорение в долговую яму.

Не секрет, что "Водоканал Кировского района" заработал в январе 2018-го.

В апреле следующего года, после сдачи налоговой отчётности, предприятие предоставляет свой отчёт в КУМИ, но комиссия его отклоняет - слишком много вопросов. Эту информацию подтвердила сама Наталья Харченко в разговоре с 47news. Пусть она и формальный ньюсмейкер, но это ее текст: 

- Отчёт не приняли, прежде всего, из-за долгов. Было не до конца ясно, откуда они взялись. Что касается остальных форм проверок, то у меня не было на них полномочий. МУП совершенно самостоятельная организация, для этого и создаётся, чтобы вести хозяйственную деятельность по аналогии с юрлицом.

Что касается Болотова, то сегодня он не может говорить, так как находится под домашним арестом. Но когда эта история начиналась, был не склонен к дипломатическим формулировкам, он так говорил автору:

- Мне же прямым текстом в комитете по ЖКХ говорили - отдай. А почему я должен отдавать? Я у "ЛОКСа" в своё время купил, который, на минуточку, контролировался Ленобластью. С предложением продать или снизить аренду ко мне никто не приходил. Я готов разговаривать, но проверками давят и силовыми, и административными.

Вот, что называется, и пришли.

По словам главы администрации Кировского района Алексея Кольцова, занявшего эту должность в прошлом году, нынешняя ситуация соткана из двух проблем.

- Во-первых, несбалансированность тарифов между закупкой ресурса и продажей. Если через суд доказать, что она была, то вопросы к комитету по тарифам. Во-вторых, цена аренды. Это уже спор между арендодателем и арендатором в суде. В целом же, экономика была как в анекдоте про Мойшу, который покупал яйцо за пятак, варил и продавал тоже за пятак. Его спросили, в чём смысл. А он ответил: "В бульоне". Вот мы теперь и расхлёбываем, хотя заварили его не мы, - не сказать чтобы весело прокомментировал чиновник.

Как рассказал 47news гендиректор Леноблводоканала Сергей Морозов, его позиция не изменилась, кировский водоканал с такими долгами забирать неприемлемо.

- Работаем с конкурсным управляющим, проводим совместно инвентаризацию. Что касается долгов, то с ними будут разбираться в рамках банкротства.  

По словам собеседников в правительстве региона, системно корни проблемы растут из 2011 года, когда администрация Ленобласти приняла решение о продаже объектов водоснабжения частнику.

- Сейчас появилась задача загнать район в Леноблводоканал, но без долгов.

Что касается усилий СК и ФСБ, то тут без интриг. Снять с пробега действующего главу администрации района - в принципе, достижение. Тем более, вменяются полмиллиарда ущерба. 

И не надо быть политологом, чтобы помнить публичный конфликт четырёхлетней давности нынешнего члена Совета Федерации от Ленобласти, а тогда главы района Дмитрия Василенко, с руководством региона.

Виктор Смирнов,
47news