Власти Ленобласти вновь решают, отдать ли свою землю под петербургский аэропорт. Сегодня они готовы сделать это только за деньги. Иначе поставят шлагбаум.

Депутатам Законодательного Собрания Ленинградской области в ближайшее время поручат ответственное задание — им предстоит решить, можно ли передать в границы Санкт-Петербурга земельный участок площадью 63,4 Га, на котором расположена часть взлётно-посадочной полосы аэропорта "Пулково".

Соответствующее письмо в конце сентября в адрес спикера Сергея Бебенина направил ответственный-за-всё вице-губернатор Михаил Москвин. В нём он ссылается на проект допсоглашения к соглашению между городом и областью. Его недавно направил губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов губернатору Ленобласти Александру Дрозденко.

"Для подготовки предложений по сути обращения прошу Вас в возможно короткие сроки направить позицию по данному вопросу", - наставляет Москвин председателя парламента.

И на всякий случай, будто не веря в парламентский разум, добавляет, что ранее, в сентябре 2013 года, ЗакС Ленобласти постановил аналогичное соглашение не утверждать

Судя по приложенному пакету документов, процесс ещё в марте инициировал Беглов, будучи в статусе временно исполняющего обязанности градоначальника Северной столицы. Своему коллеге из области он даёт детальную инструкцию: "Прошу подписать, скрепить печатью и направить один экземпляр в правительство Санкт-Петербурга".

Само же дополнительное соглашение, о котором идёт речь, состоит из одного пункта: от Ленобласти требуется включить земельный участок, находящийся в собственности города, но расположенный в Виллозях Ломоносовского района, в границы взлётно-посадочной полосы.

2 (1).jpg Скриншот с публичной кадастровой карты

В пояснительной записке Михаил Москвин, как может, описывает суть межправительственных отношений. Если вкратце: ещё в 2007 году, то есть со времён Валентины Матвиенко, город пытается расширить территорию своего единственного аэропорта. В 2009 году, модернизируя "Пулково" за счёт государственно-частного партнёрства, Смольный передал в долгосрочную аренду ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (ВССС) земельные участки, в число которых попал и упомянутый. На нём расположена взлётно-посадочная полоса, которую сначала реконструировали, а потом заметили, что она растянулась по двум разным субъектам. Даже на публичной кадастровой карте видно, что на самом деле этот кусок расположен в черте города, но, несмотря на это, там же указано, что в пользовании он - у Виллозского городского поселения Ломоносовского района.

Произошла эта ошибка из-за несоответствия между фактическим прохождением границы и тем, что прочерчено в официальном соглашении. С этим можно было бы как-то справиться, например, пройдя процедуру изменения кадастрового номера участка. Но при таком варианте законодательство обязывает ликвидировать и сам надел, и права регистрации всех объектов на нём - то есть и взлётно-посадочной полосы. Это может стать основанием для расторжения соглашения ГЧП, в котором, согласно выписке ЕГРН, участвует VTB Bank Deutschland.

Так что единственным выходом является уточнение границ между субъектами. Тогда за полосой останется его кадастровый номер, а за концессионерами — их права и обязанности перед кредиторами. Собственно, в соответствии с законодательством, уточнение не является изменением, так что проходить громоздкую процедуру, включающую в себя утверждение в Совете Федерации, не нужно. Но парламенты обоих регионов должны высказаться "за", и если с городским всё очевидно, то с позицией областного давно не задалось.

Строго говоря, очередной виток переговоров начался ещё тогда, когда о пришествии в Северную столицу Александра Беглова никто, включая его самого, не подозревал — в 2017 году. Произошло это в декабре, на заседании Координационного совета в сфере социально-экономических отношений. По большому счёту, документация докатилась до парламента Ленобласти не потому, что её туда кто-то толкал, а потому, что так устроена бюрократическая машина.

Объяснить, что поменялось в этот раз и почему депутаты образца 2019 года должны поступить иначе, чем предшественники в 2013 году, при прочих равных технических вводных, никто из собеседников 47news не смог. Заметим, из всех лиц, принимающих решение, единственной константой за шесть лет остался губернатор Ленобласти Александр Дрозденко.

Возможно, у властей Ленобласти сегодня появилось понимание, на что они готовы обменять искомую территорию. По крайней мере, вице-губернатор Михаил Москвин в беседе с журналистом 47news высказал мнение, что просто так отдавать такие территории не надо. "По мне так лучше продать, за деньги", - на всякий случай уточнил он, что имеет в виду. Впрочем, добавил, что, так или иначе, землю можно использовать только для нужд аэропорта.

Глава администрации Ломоносовского района Алексей Кондрашов тоже высказал уверенность, что никакой благотворительности в этом вопросе быть не должно.

- Конечно, к теме надо подойти внимательно. Я понимаю, что "Пулково" надо развиваться в своей зоне и никак ни в какой другой. К тому же есть ограничения по использованию той территории — там ни морковку не вырастишь, ни дома не построишь. Но раз уточнения границ не избежать, я считаю, что нужно учитывать взаимные интересы регионов, и не обязательно именно нашего района. Если Петербургу нужен кусок Ленобласти, то пусть взамен отдадут нам часть города. Просто так, ради благотворительности, мы от себя отрезать не готовы, - заключил он.

Его коллега, глава района и Виллозей Виктор Иванов, с ним солидарен.

- Мы против. А почему мы должны отдавать свою землю? Пускай нам тогда что-то другое дадут. Мы выходили со своими предложениями на Михаила Ивановича (Москвина — ред.). К примеру, в поселке Виллози, дома 10 и 16, есть воинская часть площадью примерно 50 га взамен, мы обслуживаем дома в ней, а является территория частью города. Но он отменил рабочую группу, где должны были поднять этот вопрос, - рассказал Иванов.

В частных разговорах собеседники 47news напоминают, что в дачных садоводствах в подобных случаях решают проблему просто: устанавливают шлагбаум на въезде и требуют внести плату.

 

Юлия Гильмшина,
47news